chupin (chupin) wrote in bahai_ru,
chupin
chupin
bahai_ru

Categories:

Теория растворения

Тут недавно Касум написал мне вроде как личное письмо, но я подумал, что оно поднимает очень важные моменты, и поэтому попросил у него разрешения опубликовать его. Он милостиво согласился, так что вот оно, это, не исключено, первое подобное исследование происходящих ныне в нашей общине глубоких процессов.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Дорогой Вова!

Вот примерное изложение моего взгляда на сегодняшние процессы в нашей вере бахаи и, вообще, как ты увидишь, в религиозном мире и в обществе «с высоты птичьего полета», но с Учением Бахауллы в уме :)

Итак, наблюдая за процессами в нашей общине в последние годы и анализируя их, я пришел к выводу, что при всей случайности отдельных проявлений, имеются также некоторые четкие тенденции. Одна из этих тенденций – это систематическое ослабление выборной ветви Административного Порядка. Вот некоторые из признаков, свидетельствующих об этом (на примере нашей страны):

  • Деятельность Местных Духовных Собраний претерпела существенный спад. Практически полностью приостановлены заседания МДС, а в те 2-3 раза в году, когда они проводятся, никаких протоколов не ведется. Все это при том, что еще недавно, всего 4-6 лет назад Бакинское МДС, например, было очень сильным и авторитетным, и именно его усилиями, в первую очередь, Бакинский кластер одним из первых в мире вышел в категорию А. Но за последние 3 года эта сила оказалась растрачена, и сегодняшние МДС не имеют, кажется, никакого авторитета в общине.
  • Из-под юрисдикций МДС выведены многие ранее неотъемлемые их функции, в частности, деятельность по распространению и обучению Вере, по воспитанию детей и молодежи, а также такого института, как Праздник 19-го Дня (все эти функции переданы Кластерным комитетам, назначаемым НДС и не подвластным МДС, даже если это МДС города-кластера).
  • Члены МДС, не имея никакого углубления по Административному порядку, зачастую вовсе не знают его и незнакомы с "Light of Guidance", да он им и не нужен, поскольку никаких вопросов, требующих его знания, не рассматривается.
  • Перевод праздников 19-го Дня в сектора, кварталы, малые группы, в результате чего многие верующие остро переживают разрыв нитей, связывающих их в единую общину.
  • Отсутствие на проводимых в домах 19Д встречах представителей МДС, приводит к потере контакта общины с МДС и канала обратной связи, идущего от рядовых верующих через 19ДВ, через Духовные Собрания к Всемирному Дому Справедливости.
  • Отмерла традиция в общине, когда верующие обращались за руководством, советом, помощью к МДС, что свидетельствует о полном разрыве духовных связей между общиной и избранным ею институтом. Большинство верующих общины не знает, кто члены МДС, кто его офицеры.
  • Закрытие местных бахаи-центров для общины и индивидуумов. В результате, то, что раньше рассматривалось, как временное административное взыскание отдельным провинившимся членам общины (лишение их права посещать бахаи-центр в течение некоторого времени), теперь стало восприниматься в качестве постоянной меры ко всей общине, особенно чувствительной в контрасте с радостью, некогда испытываемой, в связи с открытием бахаи-центров.
  • Значительное сокращение также деятельности НДС: сокращение частоты заседаний (фактически, они собираются только в приезды Советника и крайне редко между ними), передача практически всех вопросов, связанных с обучением, кластерным комитетам, работающим под управлением ЧВК и Советника.

Таким образом, налицо явное и систематическое на протяжении нескольких лет ослабление выборной ветви Административного Порядка, кажущееся нелогичным после многих десятилетий титанических усилий по укреплению АП, начиная со времен Шоги Эффенди. Эта нелогичность невольно вызывает у бахаи растерянность, ощущение дискомфорта и множество вопросов. Стремясь разрешить эти вопросы и логически увязать отмеченную тенденцию с мыслью, что Всемирный Дом Справедливости проводит определенную политику, направленную на последовательное осуществление предначертаний Бахауллы, я пришел к заключению, кажущемуся мне на данный момент единственным логически последовательным (хотя я и не хочу его никому навязывать). Назову ее условно «теорией растворения» (между нами :)).

Вкратце, идея состоит в том, что с приходом нового тысячелетия и объявлением о начале новой, 5-й эпохи Века Становления, вера Бахаи завершила этапы строительства своей мировой общины и, вслед за тем, «апробации» ее, как пилотного образца общества будущего, и приступила к переносу этой модели на все человечество. В истории всех религий прошлого был момент, когда религии в своем развитии шли по пути расширения и укрепления своей конгрегации. Однако, для веры Бахаи этот путь неприемлем, и наша религия выбирает иной путь – путь "растворения" своей общины в окружающем обществе. Грубо говоря, представь себе (модель 1), что в сосуд с водой поместили помидор. При этом, как известно, помидор, в силу известного тебе явления осмоса, начинает разбухать, потому что молекулы воды из сосуда проходят через кожуру помидора внутрь, а обратно выйти не могут. Это путь разбухания, избранный религиями прошлого. И представь себе (модель 2), что в тот же сосуд поместили кусок сахара. Сахар постепенно растворяется, и вода становится все более сладкой. Это путь распространения, совместимый с принципами нашей веры.

Чтобы было яснее, посмотрим, как развивались все религии. Схема, примерно, всегда одинаковая. В период, когда в обществе наблюдается духовный упадок, приходит Явитель, который приносит новое Откровение и закладывает основы новой религии. Вокруг него образуется круг сподвижников, затем этот круг расширяется, образуется зародышевая община. После Вознесения Явителя дело распространения продолжают Его сподвижники, община продолжает расти. Все это время рост общины происходит, в основном, за счет прозелитов – людей, приходящих из других религий, или не входивших ни в одну из религий, которые сознательно оценили и восприняли идеи нового Откровения. Прозелитизм этот всегда порождал враждебное отношение доминирующих религиозных общин, но все религии некогда проходили через это.

Но со временем в общине появляются дети и внуки первых верующих, возникает слой потомственных верующих, которые оказываются в общине не вследствие поисков и сознательного принятия веры, а в первую очередь, в силу своего рождения. Не имея возможности выбирать свою веру (ведь рядом семья, друзья детства и т.п., а там, за пределами общины враждебное окружение), потомственные верующие ищут мотивы своей принадлежности к данной общине. И они находят эти мотивы в таких вещах, как гордость за своих отцов и дедов, некогда смело вступивших в эту веру, окутывание их легендами, что дает им ощущение какого-то превосходства над новыми верующими, новыми прозелитами в первом поколении. Хотя в вере Бахаи и есть противоядие от такой ситуации, в виде права ребенка объявить о своем выборе веры по достижении 15 лет, однако, в реальности это право трудноосуществимо, особенно во враждебном обществе, в котором община вынуждена жить изолированно. Кроме того, многие потомственные бахаи считают правило 15 лет всего лишь формальностью и уверены, что детей бахаи с детства необходимо приучать к мысли, что они бахаи.

Постепенно доля потомственных верующих в общине увеличивается, а доля прозелитов первого поколения уменьшается. Община перерождается в конгрегацию, в которой принадлежность к ней не столько означает понимание и принятие Учения, сколько самоидентификацию, подобную национальной или культурной. Возникшее уже к этому времени самоназвание (иудей, христианин, мусульманин, бахаи) теперь закрепляет в сознании принадлежность к конгрегации. Эта конгрегация склеивается культурными, обрядовыми элементами. Собственно Учение становится одним из таких элементов, атрибутов идентификации. Такое понижение статуса Учения приводит к тому, что отдельные члены общины позволяют себе нарушать нравственные законы Веры, иногда даже не зная об этом, а иногда понимая, что они грешат, но считая грех неизбежностью человеческого существования, наблюдая аналогичную греховность других членов общины и воспринимая это, как нормальное явление. Прежнее стремление к углублению в вере замещается представлением, что сама принадлежность к данной общине, конфессии, и выполнение простейших обрядов уже защищает ее членов от Божьего Суда, и поэтому, это гораздо важнее, чем неуклонное следование мало кому понятным или даже известным положениям Завета. Некоторым членам общины удается взять на себя функции лидеров, а остальные остаются пассивными членами паствы, и этот образ жизни воспринимается всеми, как религиозная деятельность. Бахаулла и на этот случай дал противоядие в виде запрета священничества, и более того, запретив отчитываться человеку перед другим человеком. А чтобы община при этом не стала неуправляемой, Бахаулла определил выборный институт – Дома Справедливости (МДС). Ведь выборная должность – это, хотя бы отчасти, власть того, кто избирает, т.е. власть снизу, тогда как назначаемая должность – это власть того, кто назначает, т.е. власть сверху. Тут возникает загадка: а как же быть с назначаемой ветвью АП бахаи? Ведь она тоже существует, и очень реально существует. Разгадка состоит в том, что согласно Конституции ВДС, представители назначаемой ветви играют роль только консультантов, они не могут управлять делами общин. Этими делами должны управлять и принимать соответствующие решения "Доверенные Всемилостивого" – члены Духовных собраний. Проблемы возникают, когда эта установка ВДС нарушается, и когда у кого-то возникают лидерские амбиции, но это уже другая тема разговора, не относящаяся к сегодняшней.

Но вернемся к нашей истории религии, в которой уже возникла конгрегация. Период роста постепенно сменяется периодом стагнации. Как бы ни были привлекательны положения Вероучения и законы Веры, от взгляда, как последователей ее, так и внешнего мира не могут ускользнуть многочисленные факты нарушения верующими, и особенно, их лидерами этих законов. Слова членов общины часто расходятся с делами, и новобранцы-прозелиты, а также, нередко, подросшие члены семей верующих, видя это, многие покидают общину, продолжая свои поиски Истины в иных местах. Наступает момент, когда рост общины практически останавливается и сравнивается с естественным приростом (разностью между рождаемостью и смертностью). Это равновесие является динамическим: оно обусловлено примерным равенством между потоком вступающих в веру и потоком покидающих ее. К сожалению, подобные явления (я имею в виду нарушения верующими законов Веры) наблюдаются и в среде бахаи. А согласно последним статистическим данным (см. http://www.foreignpolicy.com/story/cms.php?story_id=3835), в настоящее время темп роста мировой общины бахаи составляет всего 1.70%, что меньше даже, чем темп роста Ислама (1.84%), отнюдь не считающего рост своей общины приоритетной целью. Этот темп практически совпадает со среднемировым темпом естественного прироста населения и обусловлен, преимущественно, естественным приростом общины бахаи Индии.

Вот тут мы, бахаи, сейчас и находимся (вернее, находились несколько лет назад, когда было объявлено наступление 5-й эпохи века Становления), и это, как мы увидим дальше, точка бифуркации – развилка дороги. Элементы и признаки конгрегации уже возникли, наблюдается определенная стагнация дальнейшего роста. О своей озабоченности тем, что в мировой общине бахаи наблюдаются признаки конгрегаций прошлого, Всемирный Дом Справедливости недвусмысленно говорит в письме от 22 августа 2002 г.:

    Where Bahб'н communities are unable to free themselves from an orientation to Bahб'н life that has long outlived whatever value it once possessed, the teaching work will lack both the systematic character it requires, and the spirit that must animate all effective service to the Cause. To mistakenly identify Bahб'н community life with the mode of religious activity that characterizes the general society -- in which the believer is a member of a congregation, leadership comes from an individual or individuals presumed to be qualified for the purpose, and personal participation is fitted into a schedule dominated by concerns of a very different nature -- can only have the effect of marginalizing the Faith and robbing the community of the spiritual vitality available to it.

    … Там, где общины бахаи неспособны освободиться от ориентации на такую жизнь бахаи, которая надолго пережила все те ценности, которыми она когда-то обладала, работа по обучению будет страдать от отсутствия как необходимого систематического характера, так и духа, который должен оживлять все эффективное служение Делу. Ошибочное отождествление жизни в общине бахаи с видом религиозной деятельности, в том виде как ее обычно характеризует общество - в котором верующий является членом паствы[конгрегации], лидерство исходит от индивидуума или индивидуумов, по предположению наиболее пригодных для этой цели, и личное участие втиснуто в график, диктуемый озабоченностью совсем иного рода - может привести только к обособлению Веры и расхищению присущей общине духовной энергии.

И тут же отмечается, что уклон в сторону конгрегации грозит утратой духовной энергии.

И давай посмотрим, что же происходило в других религиях-долгожителях на соответствующем этапе. А происходило то, что выдвигался тезис религиозной исключительности и этим актом завершалось формирование конгрегации. Когда лидеры начинали ясно осознавать факт наступления динамического равновесия между притоком и оттоком верующих, когда все усилия увеличить дальнейший приток не приводили более к успеху, они начинали искать средства к улучшению баланса путем сокращения оттока верующих. Вину за стагнацию валили на присутствующие всегда по-соседству другие конфессии, как старые, так и новые, которые нередко активно занимались прозелитизмом. Чтобы остановить отток, отцы церкви начинают искать и находят в недрах Учения положения, дающие возможность выдвинуть тезис религиозной исключительности данной веры. Этот тезис, конечно, не может увеличить приток новых верующих, но зато он позволяет затормозить уход верующих из данной общины. Вот это и есть случай помидора в сосуде с водой! Принцип религиозной исключительности играет роль полупроницаемой мембраны, оболочки помидора. Он позволяет новым верующим войти в конгрегацию, но сильно мешает покинуть ее. С возникновением предрассудка религиозной исключительности отношение к прозелитизму также поворачивается на 180 градусов, по сравнению с эпохой начального роста. В дальнейшем эта все более деревенеющая оболочка, оформляющая конгрегацию, становится причиной полной утраты духовной энергии конгрегации, а вместе с этим, постепенного заката религии, духовного упадка общества и прихода очередного законоцарствия. Конгрегация, зациклившаяся на предрассудке религиозной исключительности, теряет всякую способность адекватно воспринять новое Богоявление и, поэтому, Его приход воспринимается в штыки, и все начинается сначала.

Естественно, что путь религиозной исключительности для бахаи строго заказан. Бахаулла и это предусмотрел. Вместо этого мировая община бахаи и Всемирный Дом Справедливости выбирают тот путь дальнейшего развития, который ни в одной религии не применялся, поскольку был бы самоубийственен для господствующего в них священничества, но который естественен для веры Бахаи. Этот путь – стирание границ между бахаи и небахаи. Вступить на этот путь раньше было никак не возможно. На протяжении предыдущей истории веры Бахаи, примерно до 2000 г., перед мировой общиной бахаи стояла цель, во-первых, выжить во враждебном окружении, и во-вторых, завоевать мировое признание своими ценными вкладами в прогресс человечества, для чего была нужна самоидентификация бахаи и некоторые элементы конгрегации. Но теперь эта цель уже достигнута, никому не нужно лишний раз доказывать, что вера Бахаи – самостоятельная религия, и теперь необходимо, напротив, разбирать барьеры, отделяющие бахаи от небахаи, чтобы в единстве всего человечества строить новую цивилизацию. Эту мысль, в частности, совершенно четко и с замечательными примерами-иллюстрациями оформил и высказал в 2005 г. в Хайфе, в здании ITC м-р Дуглас Мартин, тогда еще член Всемирного Дома Справедливости, на презентации книги "One Common Faith". Я это слышал своими ушами и обратил на это особое внимание, словно ждал этого. Так что я думаю, что такой стратегический поворот – стратегия самого Всемирного Дома Справедливости. Фактически, это и означает, что мировая община бахаи, формально подобная религиозным конгрегациям прошлого, рассматривается теперь как пилотная модель будущей цивилизации, прошедшая успешную апробацию. Но теперь, когда эта роль уже выполнена, она должна быть разобрана, уступая место новому амбициозному проекту, охватывающему все человечество. И это подобно растворению куска сахара в окружающей его воде. Начинается стирание границы между общиной и окружающим миром, и требуется не столько рост самой общины бахаи, конгрегации, сколько постепенная "бахаизация" всего общества. В отличие от варианта с помидором, в котором никогда не достигается единства всей системы сосуд-помидор (всегда остается разграничивающая их оболочка), в варианте растворения единство закладывается, как только молекулы сахара достигнут периферии сосуда, и далее оно все более укрепляется. Само распространение (бахаизация) происходит в условиях уже достигнутого до какой-то степени единства и представляет собой постепенную трансформацию всего общества (вода во всем сосуде становится слаще и слаще, а кусок сахара, образный аналог Учения Бахаи, становится достоянием всего сосуда – общества, а не только его части, ограниченной оболочкой конгрегации).

Кажется, что, вступая на этот путь, Вера Бахаи "рубит сук, на котором сидит"! Но это не так. Вернее, Вера Бахаи осмысленно идет к тому, к чему другие конфессии придут неожиданно для себя и против своей воли. Речь идет о предсказании, которое сделал Бахаулла в известной «Скрижали Варга»:

    "First the nations of the world would arm themselves with infernal engines of war, and when fully armed would attack each other [without mercy] like bloodthirsty beasts. As a result, there would be enormous bloodshed throughout the world. Then the wise from all nations would gather together to investigate the cause of such bloodshed. They would come to the conclusion that prejudices were the cause, a major form being religious prejudice. They would therefore try to eliminate religion so as to eliminate prejudice. Later [in the 21st Century] they would realize that man cannot live without religion. Then they would study the teachings of all religions to see which of the religions conformed to the prevailing conditions of the time. It is then that the Cause of God would become universal."

    "Сначала народы мира будут вооружаться бесчеловечным оружием, и когда они полностью вооружатся, они нападут друг на друга, как кровожадные звери. В результате, во всем мире будет пролито чудовищно много крови. Затем компетентные люди из всех стран соберутся вместе, чтобы исследовать причины этого кровопролития. Они придут к выводу, что причина - предрассудки, среди которых главный - религиозный предрассудок. Тогда они попытаются исключить религию, чтобы исключить предрассудки. Позже они поймут, что человек не может жить без религии. Тогда они начнут изучать учения всех религий, чтобы узнать, какая из религий соответствует требованиям времени. Именно тогда Дело Бога станет всемирным."

Осмелюсь предположить, что Всемирный Дом Справедливости что-то знает о близком исполнении той части пророчества, согласно которой человечество "исключит религию" из своей жизни. Хотя, если присмотреться, то можно и самим увидеть в мире характерные признаки назревающего противостояния между сторонниками и противниками всякой организованной религии вообще. Возможно, ты слышал о нашумевшем в США несколько месяцев назад 6-часовом фильме «Войны Бога» ("Warriors of God"), снятом некой Кристианой Аминпур, по происхождению наполовину иранкой. Автор, в конечном итоге, приходит к выводу, что все религии вредны и приносят человечеству одни только войны, ужасающие конфликты и агрессию. Замечу, что это проявление не атеистического движения, как это было 100 лет назад, не отрицания Бога, а отвращения от организованной религии, как инструмента власти. Можно привести и другие примеры. Вот несколько сохраненных ссылок:

http://www.commondreams.org/headlines06/0622-03.htm

http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/08/17/n_1106428.shtml

http://www.day.az/news/society/96990.html

Но, возвращаясь к цитате, "исключить", запретить можно организацию, институциональную надстройку, а не идею, живущую в сознании людей. В настоящее время во всех организованных религиях, кроме религии Бахаи, духовная идея осталась в прошлом, выветрилась из сознания и осталась только религиозная организация, и только в вере Бахаи главное содержание, по-прежнему, идея, Учение, программа. Поэтому, если другие религии в результате «исключения религии» уйдут со сцены, исчезнут, Вера Бахаи потеряет только свою организационную оболочку, но сохранится, как идея и руководство к действиям, нацеленным на спасение человечества. Готовясь к этому этапу, совершенно логично, что лучше эту организационную структуру, эту конгрегацию дезинтегрировать изнутри - а вернее, растворить в окружающем обществе - организованным и безболезненным способом, чем становиться на путь нарастающей конфронтации с обществом, действовать наперекор принципу Единства Человечества и ожидать насильственного осуществления того, что так или иначе неизбежно должно произойти и расписано в Плане Бога.

Вот такая эсхатология получается. Но, поговорив вдоволь о теории, рассмотрим практические моменты. Рассмотрим, какие элементы конгрегационного устройства присутствуют в мире бахаи и как мировая община бахаи их преодолевает или собирается преодолеть; как понимание движущих пружин процесса поможет пройти через этот этап с максимальным успехом. Эти элементы можно разделить на 2 группы: административно-обрядовые и этико-психологические.

Вот примерный перечень административно-обрядовых элементов, которые охватывают только бахаи и, следовательно, проводят в обществе ту самую границу, которую мы намереваемся размыть:

  • Местные Духовные Собрания
  • 19-Дневные Встречи
  • Регистрация бахаи и декларационные карточки
  • Выборы
  • Фонды
  • Брак бахаи
  • Похороны и кладбища бахаи

Каждый из этих элементов заслуживает самостоятельного обсуждения с рассмотрением проблемы, нынешнего состояния, видения решения и путей трансформации.

Местное Духовное Собрание, избираемое исключительно из бахаи – наиболее очевидный элемент конгрегации. Однако, резкое сокращение деятельности МДС и исключение из нее деятельности по обучению и распространению веры (а еще раньше деятельности, относящейся к внешним связям) уже превратило МДС в формальный орган, никак не управляющий религиозной деятельностью общины. Об этом ослаблении МДС я писал уже в начале письма. По-видимому, должна произойти какая-то трансформация МДС, поскольку функционирование его в прежней форме, определенной Шоги Эффенди, становится невозможным.

Один из самых традиционных элементов конгрегационного устройства – это 19-Дневная Встреча. Это мероприятие, в котором участвуют только бахаи, и оно самим своим существованием создает барьер между бахаи и небахаи. В то же время, 19ДВ – это, своего рода, обряд, подчеркивающий принадлежность своих участников к одной конгрегации. Однако, процесс растворения 19ДВ уже начался, как об этом было сказано в начале письма. Тем не менее, не все здесь в порядке. Новое время и новые технологии настоятельно требуют реформы 19ДВ с внедрением новых форм и способов общения, объединяющих людей, независимо от их принадлежности к общине бахаи, и дающих возможность обсуждения разнообразных насущных проблем общества, по которым Учение дает руководство. Новая форма должна способствовать единству всего общества, а не только бахаи общины, как это делала прежняя форма.

Еще один элемент - декларационные карточки и идентификационные номера бахаи. Наше НДС в прошлом году отменило заполнение и подписание новыми бахаи декларационных карточек, как действия, несовместимые с устранением различий между бахаи и небахаи. Следовательно, и в этом направлении делаются адекватные шаги. Однако, возникает некоторый туман в статистике, сказывающийся на других аспектах Административного Порядка.

Следующий элемент – выборы, в которых участвуют только бахаи и могут быть избраны только бахаи. Здесь возникают три проблемы. Во-первых, отмена декларационных карточек и статистический туман лишают счетную комиссию возможности иметь списки бахаи, определять однозначно, за кого был подан тот или иной голос и решать правомерность того или иного бюллетеня, а избиратель лишается возможности однозначно решать, может ли он избирать того или иного товарища. Во-вторых, вследствие разобщения 19ДВ на небольшие группы, верующие, входящие в разные группы, практически не знают друг друга, тогда как они должны избирать из всей общины, а не только из своей группы. В третьих, падение роли и авторитета выборных органов лишает большинство избирателей стимула участвовать в выборах. Таким образом, выборы, фактически, превращаются в некий обряд, проводимый ради формального соблюдения Административного Порядка.

Фонды. Ограничение состоит в том, что взносы в фонды могут делать только бахаи. Проблема же в том, что мы не должны проводить дискриминацию. Думаю, однако, ограничение можно обойти и снять проблему, приняв, что если кто решает сделать взнос, значит он в достаточной мере бахаи для этого, и отказывать ему не следует. Конечно, сразу и без оглядки этого сделать нельзя, поскольку возможны правовые коллизии.

Брак бахаи. Хотя сейчас этот обряд соблюдают только бахаи, однако, Бахаулла принес свои законы для всех людей, так что нет никаких оснований отказывать в заключении бахаи брака любому желающему.

То же можно сказать и о похоронах. Но здесь другая проблема связана с бахаи кладбищами. Они, конечно, не везде есть, но там, где есть, они, так же как и бахаи-центры, становятся символом конгрегации и подчеркивают, что в обществе есть бахаи, которых хоронят здесь, и небахаи, которых не хоронят здесь. Каждый такой элемент, в свете рассмотренной теории, становится источником конфликта и противоречит бахаи принципам.

Из этико-психологических элементов конгрегации отмечу психологическую тягу верующего к конгрегации и проблемы обучения вере.

Конечно, немалая трудность, которая стоит на пути «растворения» – это психологическая тяга верующего к конгрегации. Привычное ощущение члена общины, что друзья всегда помогут в трудную минуту или разделят радость, очень приятно, и от него ох как не хочется оказываться. Не будет конгрегации, не будет и этой большой семьи близких друзей. А что же взамен. Теория говорит, что взамен должно прийти столь же близкое взаимопонимание и сотрудничество со всеми окружающими людьми, независимо от того, бахаи они или нет! Именно в этом, по-моему, смысл рекомендуемой ВДС активности по соседству. Неправильно в процессе обучения вере выдирать из соседского окружения тех, кто «становится бахаи», проводя тем самым разделение на бахаи и небахаи, на своих и не-своих. Каждый сосед в равной степени должен быть другом, чтобы можно было поделиться с ним той «молекулой сахара», которую имеешь сам, не навязывая ему никаких обязательств, кроме ван-дер-ваальсовых сил взаимных дружеских чувств.

Обучение вере. Ну по этому вопросу мы достаточно поговорили в нашей переписке. Принцип такой, что если обучение проводит барьер между бахаи и небахаи, так что явно или неявно предлагается небахаи пересечь этот барьер и стать по эту его сторону, но никак не разрушить этот барьер, то это случай помидора, и это нам не подходит. Такое обучение неявно возводит принцип религиозной исключительности. Обучение должно быть чистым и без задних мыслей, как обучение наукам: я тебя научил, и ты свободен применять полученные знания так, как сочтешь для себя приемлемым. И еще. В свете скрижали Варга важное значение имеет имидж веры бахаи в глазах окружающего общества. Если обучение будет иметь характер цикла «обучение обучению» и «рост ради роста», то никакого имиджа, кроме очевидного «дебилизма», не будет. Когда обществу придет время выбрать из религий прошлого наилучшую, религия с таким имиджем не сможет быть выбрана.

Может показаться, что наблюдения, сделанные на примере одной страны, нельзя экстраполировать на весь мир, и делать такие обобщения рискованно. Однако, у меня есть веские основания думать, что и в других местах, где раньше, а где позже, идут сходные процессы. Например, в одном из недавних писем одного НДС Местным Духовным Собраниям говорится о том, что члены МДС должны в первую очередь заботиться о том, чтобы быть примерами для общин в деятельности по обучению. Вспоминаю, что именно с таких воззваний начинался процесс ослабления наших МДС 3 года назад. Примерами члены МДС так и не стали, но на смену некоторым менее активным в обучении пришли более активные, но каких-то качеств, необходимых для работы в МДС, по-видимому, им не хватало, и работа МДС, как органа управления, вообще прекратилась, МДС, практически, исчезли с арены. В самом деле, трудно вообразить, чтобы члены кабмина или парламента вдруг вообразили, что для улучшения дел в стране, им надо самим, стоя, как говорится, за станком показывать всем пример, как надо работать. Я думаю, что такое воззвание – некоторый перегиб, противоречащий принципу разнообразия, и он способствует не растворению МДС, как элемента конгрегации, а его устранению, что совсем не одно и то же. Растворение органа управления я понимаю в конфуцианском смысле: лучший правитель тот, которого не видно. Т.е. он есть, и он работает, но так эффективно, что подданные не видят его, не имеют проблем и не ищут его.

На этом закончу свое длинное письмо. Надеюсь, оно на тебя не навеяло скуку :)

С искренней любовью,

Касум

Tags: Административный Порядок, интенсивные программы роста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments