kasum9 (kasum9) wrote in bahai_ru,
kasum9
kasum9
bahai_ru

От боязни новых технологий до безупречности

Тут постепенно вопрос о том, следует ли бояться новых технологий (в частности, генетически модифицированных продуктов, устройств, излучающих электромагнитные излучения) перерос в вопрос о целесообразности науки вообще. Так, Владислав пишет в теме «Генетически модифицированные продукты»:

Не стоит так уж уповать на безупречность и бесспорный позитив науки и технического прогресса. Напротив, опыт последнего столетия показывает, как наука прислуживала всяким бесчеловечным режимам и экспериментам, как ученые бессовестно врали о многих вещах, становившихся впоследствии достоянием общественности. И я считаю, что не всему следует верить безоговорочно, даже если вещают маститые профессора. Наука, как известно, нравственно-нейтральна: ученым нравится проводить эксперименты, им интересно, что получится от скрещивания помидоров с рыбами, а мышей с людьми, и некоторых из них весьма слабо волнуют последствия подобных экспериментов. А уж если на этом можно и сверхприбыль получить - тогда вообще нравственность куда-то на очень задний план отодвигается, и сотни маститых ученых и респектабельных журналистов за кусок хлеба с маслом до небес готовы превознести идею, которая неизвестно куда может завести.

Безусловно, правильно. Наука – это великая сила, а добрая или злая, это зависит от доброты/злобности тех, в чьих руках она находится. Мы живем в эпоху, когда каждый день слышим о каком-нибудь новом фантастическом открытии, изобретении или технологической разработке. Нанотехнологии, движение к суперинтеллекту, стволовые клетки, генная инженерия, освоение космоса, теория суперструн – все это только небольшая часть генеральных направлений марша науки и технологии. И острым становится вопрос, насколько мы можем доверять людям, в чьи руки попадает эта сила. Но видеть в развитии только отрицательную сторону было бы ошибочно. Напротив, пришло время, когда следует видеть положительную сторону, чтобы можно было к ней идти. Очевидно, что сила науки только тогда будет приносить серьезную и безусловную пользу обществу, когда ее развитие будет сопровождаться духовной трансформацией общества. Я думаю, фактор совместного развития науки, с одной стороны, и духовности, любви к человечеству с другой стороны представляет собой неотъемлемую часть Плана построения цивилизации будущего. Отказ или недооценка любой из этих компонент, как научно-технологической, так и духовной, сделает эту цель недостижимой. Поэтому, бахаи, которые имеют в руках все инструменты, необходимые для осуществления этой духовной трансформации общества, должны незамедлительно заняться ею. То есть, проще говоря, пропагандировать идеи бахаи, показывать, аргументировано, научно-обоснованно, если хотите, показывать миру преимущества и целесообразность методов и подходов, предложенных Бахауллой, составляющих основу Учения Бахаи, показать что именно они составляют сегодня основу успеха в продвижении к будущему как всего человечества в целом, так и каждого отдельного человека, судьба которого неразрывно связана с судьбой всего человечества. Причем, совсем не обязательно подчеркивать их принадлежность вере Бахаи, а напротив, принадлежность всему миру.

Полагаю, что эта деятельность не может состоять только лишь в том, чтобы выбирать людей поодиночке из окружающего общества и обучать их вере, присоединяя их к нашей общине бахаи, наращивая численность конгрегации. Такой подход оставляет Учение преимущественно собственностью самой общины. Критически важно доводить идеи, которыми мы обогащены, до широких масс, не обуславливая это призывами к принятию веры. То есть как бы растворять Учение Бахауллы в окружающем обществе, давая каждому шанс познакомиться с его содержанием, оценить его достоинства и применять его в жизни по собственному усмотрению и для всеобщей пользы.

В связи с этим, возникает еще один вопрос (не у меня, но я такие утверждения слышал): может быть времени для спасения человечества от угроз, обрисованных в теме «От чего человеческие тела содрогнутся», слишком мало, и коль скоро все равно катастрофа предсказана, то нам ее не предотвратить, и не стоит тратить усилия на трансформацию нынешнего больного общества, а надо все силы бросить только на более эффективное обучение как можно большего числа отобранных людей вере, с тем, чтобы уже после «содрогания» они могли бы стать закваской будущей трансформации того, что выживет. На это я напомню, что Бахаулла разослал Послание правителям мира, хотя наверняка знал, что оно будет отвергнуто. Но он не мог не дать миру шанса. Именно это и есть безупречность, и она стоит выше, чем эффективность. Более того, если подумать, эффективность без безупречности - только кажущаяся, временная и, в конечном счете, обречена на неудачу, так как вскоре теряет доверие, репутацию.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments