?

Log in

No account? Create an account
Журнал бахаи
Хроники Величайшего Имени
Политика 2.0 
5 май 2013, 15:37
волшебник
Смотрю сейчас чудесное выступление Муджана Момена.
http://youtu.be/QtVY1BW9s0A
Непосредственная тема его выступления — обвинения иранских властей в адрес бахаи, что они, мол, активно участвовали в политике во время режима Пехлеви, и даже занимали множество политических постов. Значит, кричат аятоллы, именно бахаи виновны во всех нарушениях прав человека и коррупции, которая свирепствовала в то время.

Обвинения, конечно, безумные (точнее, беспардонно состряпанные из ничего). Однако Муджан Момен не был бы столь великим религиоведом (каковым он, безусловно, является), если бы не представил нам цельную картину не просто событий в Иране, но и отношения бахаи к политике в целом.

Кто понимает английский, горячо рекомендую к просмотру. Муджан Момен решительно расставляет все точки на «ё». Что означает, что бахаи не занимаются политикой? По этому поводу среди самих бахаи часто возникает непонимание, обусловленное, скорее всего, лингвистическими трудностями, потому что «политика» —  термин очень широкий. И Муджан Момен, с присущим ему чётким видением, указывает, что есть «политика» как участие в жизни общества — сюда входит участие в работе органов местного самоуправления, защита гражданских прав, благотворительность и иные подобные занятия.

Совершенно иная «политика» — это борьба за власть, включая работу политических партий. В этом случае «человек властвует над человеком во вред ему», как говорит Екклесиаст. Это и есть та самая отвратительная «партийная политика», от которой любой бахаи должен бежать, как от огня.

Там в середине своей речи Муджан Момен приводит очень интересную аналогию между политикой и развитием Веба. Был Web 1.0, а теперь уже царит Web 2.0. Отличие между ними мы все знаем — раньше контент творился кем-то там, далеко, и раздавался народу на фиксированных площадках. Однако постепенно возникла и стала куда более популярна другая парадигма — контент может, оказывается, куда эффективнее создаваться простыми людьми. Блоггеры стали силой в этом мире :-) Каждый может изложить свои мысли, и они будут прочитаны, увидены или услышаны во всём мире. По аналогии с этим, бахаи, как напоминает нам Муджан Момен, считают, что «Политика 1.0» не имеет будущего, и в грядущем светлом мире человечество примет для себя модель «Политики 2.0», когда никакой человек не будет властвовать над другим во вред ему, но каждый будет чувствовать себя полноценным и полноправным творцом своей судьбы и судьбы всего мира в целом.

Должны ли бахаи участвовать в современном «протестном движении» в России? Послушайте примеры Муджана Момена из истории Веры. Оказывается, в эпоху Абдул-Баха бахаи участвовали в конституционном движении — но только тогда, когда существовал реальный общественный консенсус по этому поводу. Как только начинались распри и борьба внутри движения, бахаи немедленно отходили в сторону. Была, конечно, и другая причина для выхода из этого процесса — причина, специфическая для Ирана и заключавшаяся в том, что муллы сразу начинали орать, что кто выступает за реформы, тот мерзкий и богохульный бахаи. Таким образом, бахаи не участвовали в общенародном движении за Конституцию ещё и потому, что это только замедлило бы процесс. В Иране до сих пор любой человек, предлагающий что-то новое, клеймится как «бахаи».

Для себя лично я делаю такой вывод: бахаи могут (и даже, может быть, должны) поддерживать движение за гражданские права в России. Надо понимать, что ЛЮБОГО из нас могут внезапно арестовать совершенно ни за что, и посадить в тюрьму на годы,— как Мохнаткина, который просто проходил мимо автобуса с задержанными, увидел, что омоновец бьёт старушку, и вступился за неё. Некоторые из тех, кто сидит по «Болотному делу», даже не были в тот день на демонстрации вообще. Защищать невиновных — обязанность каждого честного человека, и по этому поводу в обществе существует чёткий консенсус. Протестовать против коррупции — тоже священный долг каждого.

Можно припомнить и другие примеры, уже из эпохи Шоги Эффенди. Например, когда Национальное Духовное Собрание бахаи США лишило административных прав одного бахаи, который участвовал в движении за права негров, Шоги Эффенди был, видимо, настолько шокирован, что в ответном письме смог написать им только три слова: «Как вы могли?» «How could you?»

Так что политика политике рознь.
Комментарии 
5 май 2013, 12:20
А обратиться за разъяснениями по поводу участия в "движении за гражданские права в России" к Национальному Собранию или Дому справедливости уже надо ?
Какие формы может принимать это участие ?
Какой именно консенсус существует в обществе по поводу данного движения ?
6 май 2013, 11:21
Это пока просто мысли вслух с целью прозондировать, что другие бахаи думают по данному поводу. Чтобы беспокоить своими вопросами Национальное Духовное Собрание или, тем более, Всемирный Дом Справедливости, надо чётко представлять, что именно мы хотим узнать. Потребуются примеры и чёткое описание ситуации. Потому я решил сначала обсудить это здесь.
5 май 2013, 17:25
Вся конференция довольно интересная; жаль только, что не у всех выступлений есть переводы, и не все, что есть легко разобрать! (сколько про этот сайт знаю, - ничего не изменилось!) :(

Что до политики, то довольно давно я хулиганил (по-белорусски) на эту тему. Там есть и про движение за права негров (а здесь я высказал напрасную надежду: боюсь, что то, что в "Freedom Riders" ни слова не сказано о бахаи, - результат именно письма от 30 марта 1965 года.

Edited at 2013-05-05 17:30 (UTC)
6 май 2013, 11:57
По-белорусски я не очень :-) Надо будет воспользоваться Google Translate...

И про письмо от 30 марта 1965 года тоже не совсем понятно. Ясно, что бахаи должны подчиняться законам государства (а «штат» — это State, то есть тоже «государство»). Можно также привести в пример поведение бахаи в гитлеровской Германии, когда нельзя было евреям собираться на мероприятия вместе с неевреями, или ЮАР, когда белым нельзя было быть вместе с чёрными. Насколько я помню, бахаи в таких случаях подчинялись, но тогда просто не проводили никаких мероприятий вообще, чтобы не нарушать законы своей Веры. Но при этом, конечно, активно участвовали и в антифашистком движении, и в движении за права негров. Десницу Дела Божиего Германа Гроссмана, дедушку Анке Гроссман, даже судили за это, потому что бахаи выступали против нацизма не подпольно, а в открытую.
6 май 2013, 18:07
Письмо было к НДС США: "Bahá'ís obey the law, Federal or state unless submission to these laws amounts to a denial of their Faith. We live the Bahá'í life, fully and continuously, unless prevented by the authorities. This implies, if it does not categorically state, that a Bahá'í is not required to make a judgement as to the precedence of Federal or state law — this is for the courts to decide." [LG, 1462], а "Freedom Riders" воспользовались тем, что на уровне федеральных законов сегрегации уже не было, а в законодательстве южных штатов — еще была.

Это я к тому, что, похоже, даже в таких активных действиях бахаи все-таки, к сожалению, не участвуют.

Кстати, про нацистскую Германию: а кто из немецких бахаи был на небезызвестной Розенштрассе?
6 май 2013, 19:26
Ээээ... На небезызвестной в узких кругах? Мы про это в школе не проходили...

А бахаи, конечно, очень активно участвовали в движении за права негров. Freedom Riders я ещё пока не посмотрел, правда, но возьми, например, Алана Локка: http://en.wikipedia.org/wiki/Alain_Locke Он был одним из ведущих философов «Гарлемского Ренессанса». Конечно, это было задолго до 1965 г., но мне почему-то кажется, что и в то время бахаи не уронили знамя своего участия в возрождении негритянского самосознания...
6 май 2013, 20:41
ну, про Розенштрассе даже кино есть (вот тут, например)!.. В общем: были и в нацистской Германии смешанные браки, в том числе и арийско-еврейские. Обеспечивать семью могла, естественно, только одна ее половинка, но были стойкие, которые не разводились. И вот однажды власти собрали все еврейские половинки в "распределитель" на Розенштрассе, чтобы затем отправить в трудовые лагеря. Арийские половинки семей каждый день приходили к распределителю, но вывезти не дали. При чем (как правило) жены спасали мужей, мужики оказались не на высоте положения...

Ну, одно дело "возрождение негритянского самосознания", другое - вполне гандистская акция против сегрегации. Я про то, что граница дозволенного бахаи проходит ближе, чем мне бы хотелось... :(
11 сент 2014, 00:10
"...когда Национальное Духовное Собрание бахаи США лишило административных прав одного бахаи, который участвовал в движении за права негров, Шоги Эффенди был, видимо, настолько шокирован, что в ответном письме смог написать им только три слова: «Как вы могли?» «How could you?»"

Я пересказал эту историю на встрече в нашей группе, людям хорошо знающим историю веры. Они удивились: "Мы не слышали о подобном случае и не знаем, о каком письме Шоги Эффенди идет речь. Хотелось бы узнать подробности."

Не могли бы Вы привести ссылку или помочь иным способом отыскать эту историю?

Спасибо

Edited at 2014-09-11 00:12 (UTC)
11 сент 2014, 06:10 - История про How could you?
Эту историю рассказал мне Крис Тара-Браун (Christopher Michael Tara-Browne) в 1994 году, когда он только-только начинал своё служение пионером в Новосибирске. Поскольку Крис был моим духовным «папой», то у меня был период импринтинга и я запомнил очень хорошо всё, что он тогда говорил. Конечно, я верил ему во всём безоговорочно. Рассказал он эту историю в контексте «сверхкоротких писем Шоги Эффенди». Как мы знаем, Шоги Эффенди был всегда перегружен работой, и поэтому некоторые его письма, по словам Криса, состояли буквально из одного-трёх слов.

Про письмо из одного слова была вторая история: про молодого человека, который очень хотел поехать пионером, но родители требовали, чтобы он сначала получил образование. Тогда он обратился в Местное Духовное Собрание — те посоветовали ему слушаться своих родителей. Тогда он обратился в Национальное Духовное Собрание — те посоветовали ему слушаться своих родителей и своего Местного Духовного Собрания. Тогда он написал Шоги Эффенди и сказал, что он на самом деле очень, страстно хочет поехать пионером и откликнуться на призыв Хранителя. И вот тогда Шоги Эффенди написал американскому Национальному Духовному Собранию письмо из одного слова: «Reconsider». «Пересмотрите». Потому что, в конце концов, как пояснил Крис, учиться можно и на пионерском посту, что за проблемы?

Насколько реальна эта история, я тоже не знаю. Думаю, надо спрашивать старых бахаи, желательно, если они ещё живы, кого-то из членов Национального Духовного Собрания США. Может, Фируза Каземзаде спросить?
Эта страница была создана сент 23 2019, 7:34 am GMT.