chupin (chupin) wrote in bahai_ru,
chupin
chupin
bahai_ru

Category:

Гомосексуальность и гомосексуализм

На дня возникла в «Фейсбуке» дискуссия о гомосексуалистах. Началось всё, собственно, с неполиткорректного матерного термина, которым некоторые люди их обозначают в русском языке, а далее возник вопрос о том, следует ли считать гомосексуальные наклонности нормой, как полагает современная официальная медицина в лице ВОЗ, или психическим расстройством.

В связи с этим подумалось мне, что было бы нелишним обозначить официальную позицию бахаи на этот счёт. Мои комментарии, естественно, никакой официальной позиции не выражают, так что если какие-то мои слова вызовут сомнения, обращайтесь к цитатам.

В настоящее время, как я понял, многие пытаются проводить различие между терминами «гомосексуализм» и «гомосексуальность» — первый обозначает идеологию, учение, проповедуемое его сторонниками, второй — внутренние наклонности человека, остающиеся обычно в рамках общепринятого социального табу на открытые разговоры о сексе.

Я согласен, что такое разделение можно проводить, но не вижу в нём особого смысла. Шумные идеологи гомосексуализма, конечно, всех очень раздражают, но, по большому счёту, ничего не меняют — в разные эпохи и времена появлялось немало и шумных идеологов свободного секса («обычного»), но со временем общество с ними как-то справлялось, и они начинали вести себя более тихо и прилично, или просто обстановка менялась и их пафос становился неактуальным. Выводя нас, впрочем, на новый уровень понимания того, как следует относиться к этому важнейшему, после еды, занятию :-) Так что как это всё ни называй, а суть не меняется. Приведу поэтому понравившуюся мне цитату (приведена в «Википедии»), которая, как мне кажется, отражает вполне разумный подход к терминологической проблеме:

Профессор Лев Самуилович Клейн в свой книге «Другая любовь» пишет:

Я пишу «гомосексуальность», а не «гомосексуализм», соответственно «гомосексуал», а не «гомосексуалист», потому что слова с суффиксами -изм, -ист воспринимаются в русском языке как обозначающие некое учение, направление, идеологию и сторонников этой концепции, а в других языках такого слова вообще нет. Слову «гомосексуалист» (с таким суффиксом) соответствует общеевропейское homosexual (без суффикса). Термин «гомосексуалист» в русском языке ответвился от «гомосексуализм», а тот вошел в язык тогда, когда люди этого склада воспринимались как еретики и злонамеренно уклоняющиеся от общественных норм поведения и взглядов. Это связано с представлением о произвольно и сознательно выбранной жизненной позиции, которую можно отстаивать и проповедовать. Как правило, тяга к собственному полу изначально не такова, хотя в ходе борьбы за выживание она и может приобрести такие формы. Поэтому слова «гомосексуализм» и «гомосексуалист» я не использую, привожу только в цитатах[3].




Итак, обозначим позицию бахаи по поводу гомосексуализма-гомосексуальности. Гомосексуальность — это психическое заболевание из разряда навязчивых состояний (я так думаю, что именно навязчивых состояний, хотя я не психиатр). Иными словами, человек легко может увлечься практически любой вещью настолько, что она захватит все его мысли. Что угодно можно полюбить так сильно, что оно станет для нас центром мира и средоточием всей нашей любви. Собственно, поэтому и приходят Богоявления: Они объясняют нам, на что именно следует обращать мысли, чтобы цивилизация процветала, а какие пристрастия, наоборот, являются пагубными. Без Них нас постоянно бросало бы нашими эмоциями то в одну крайность, то в другую, и мы никогда, наверное, не поднялись бы выше уровня первобытного стада.

Некоторые идеологи гомосексуализма, кстати, защищая идею однополых связей, приводят в пример животное царство — мол, там такие отношения нередки, значит, это всё вполне естественно. Однако любой, у кого была собака, знает, что собака может счесть сексуальным объектом даже вашу ногу — никто ведь не станет говорить, что это естественно? И вообще, ставить человеку в пример животных... Может, кто и мечтает всерьёз о том, что «хорошо быть кисою, хорошо собакою», но мне кажется, такие сравнения унизительны для нашей благородной природы как людей, наделённых разумной душой.

Невозможно отрицать (подчеркну: невозможно отрицать), что гомосексуальные связи бесплодны. Цивилизация может существовать только в том случае, если мужчины будут любить женщин, а женщины — мужчин, и у них будут рождаться дети. Абдул-Баха заметил: «Неотъемлемое свойство земной почвы заключается в том, что на ней могут расти тернии, сорняки и бесплодные деревья» («Светочи руководства», № 1733). Любая наша энергия любви — это просто энергия, её можно направить на что угодно. Хочешь, на сексуальные развлечения с кем угодно (или даже с чем угодно), хочешь, на собирание денег и сокровищ или на наркотические грёзы. Однако такие направления привязки энергии ничего не дают, и в конце такого пути нас, безусловно, ждёт только разочарование, — как человека, который растранжирил полученное от родителей наследство на карточные игры. Зато, если мы посвятили свою энергию полезной профессии, воспитанию детей, воодушевляющим видам искусства — наши усилия будут вознаграждены по достоинству, общество будет нам благодарно, а Местное Духовное Собрание (а может, и Всемирный Дом Справедливости) напишет после смерти хвалебный некролог, и это станет хорошей рекомендацией для трудоустройства нашей души в Горних Чертогах Славы.

Это были мои спекуляции по данному вопросу, а вот, собственно, официальное мнение:

I. Гомосексуальность

1221. Безнравственное поведение

Среди множества пороков, терзающих общество в эту эпоху духовного отлива, следует упомянуть вопрос безнравственности и чрезмерного внимания к сексу. Гомосексуальность, согласно Писаниям Бахауллы, духовно осуждается. Это не означает, что нельзя помогать и симпатизировать людям, поражённым этой бедой. Мы, естественно, не считаем, что такой образ жизни допустим,— что, увы, слишком часто принимается как допустимое отношение в настоящее время.

Мы должны бороться против пороков общества духовными средствами, также как медицинскими и общественными. Мы должны быть терпимыми, но бескомпромиссными, понимающими, но непоколебимыми в нашей точке зрения.

Для того, чтобы смело встретить это несчастье,— как и любое несчастье вообще,— людям требуется более глубокое духовное понимание и стабильность; и мы, бахаи, естественно, считаем, что человечество, в конечном итоге, обретёт всё это только благодаря Учению Богоявления для нашей эпохи.

(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 21 мая 1954 г.)

1222. Гомосексуальность и транссексуальность

Многие сексуальные проблемы, в том числе гомосексуальность и транссексуальность, вполне могут иметь медицинские аспекты, и в таких случаях, несомненно, следует обращаться за медицинской помощью. Но учение Бахауллы ясно говорит, что гомосексуальность — это не состояние, с которым надо примириться, но искажение нашей природы, которое надлежит поставить под контроль и преодолеть. Здесь может потребоваться тяжёлая борьба, но не менее тяжёлой может оказаться и борьба гетеросексуала за контроль над своими желаниями. Борьба за самообладание в этом аспекте жизни, как и во всех прочих бесчисленных аспектах, оказывает благотворное воздействие на развитие души. Кроме того, следует помнить, что хотя вступать в брак в высшей степени желательно, и Бахаулла настоятельно рекомендовал это, тем не менее, главный смысл жизни состоит не в этом. Если человеку приходится долго искать себе спутника или спутницу жизни, или если, в конечном итоге, приходится оставаться холостым или не замужем, это не означает, что он или она не имеют возможности реализовать смысл своей жизни.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 12 января 1973 г.: цит. в «Послания от Всемирного Дома Справедливости, 1968-1973 гг.» (Messages from the Universal House of Justice, 1968-1973), стр. 110-111)

1223. Благодаря консультациям, помощи врачей и молитве эту проблему можно преодолеть

Как бы ни была самоотверженна и нежна любовь между лицами одного пола, недопустимо, чтобы она находила выражение в половых сношениях. Утверждение о том, что любовь эта якобы совершенна, не может служить тому оправданием. Безнравственность любого рода решительно запрещена Бахауллой, и он полагает гомосексуальные связи безнравственными,— не считая того, что они противны природе.

Страдать подобным образом — великое бремя для искренней души. Тем не менее, благодаря консультациям и помощи врачей, благодаря собственным энергичным волевым усилиям и молитвам человеческая душа может одолеть этот порок.

Бог судит каждую душу согласно её собственному достоинству. Хранитель не может сказать Вам, как Бог отнесётся к человеку, который живёт правильно во всём, кроме этого аспекта. Всё, что он может Вам сказать,— что это запрещено Бахауллой, и человек, страдающий от этого, должен бороться изо всех сил, чтобы преодолеть это. Мы должны надеяться на Милость Божию, но не можем принимать её, как само собой разумеющуюся.

(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 26 марта 1950 г.)

1224. Закон бахаи защищает и укрепляет брак

…Мы гнушаемся, по причине крайнего стыда, упоминать относительно мальчиков. Побойтесь Милостивого, о народы мира! Не делайте того, что возбраняется вам в Нашей Священной Скрижали, и не будьте из тех, кто скитается, как безумный, в пустыне своих страстей.

Слово, переведённое здесь как «мальчики», в арабском подлиннике в рамках данного контекста означает «педерастия». Как объясняет Шоги Эффенди, Бахаулла запрещает любые гомосексуальные отношения.

В учении бахаи о нравственных аспектах взаимоотношений полов брак и семья рассматриваются как основа всего человеческого общества, и предусматривается всемерная защита и укрепление этого Божественного института. Закон , таким образом, вводит ограничения, объявляя дозволенными только те половые сношения, что происходят между мужчиной и той женщиной, на которой он женат.

1225. Вопрос должен ставиться не так: «Может ли человек, занимающийся гомосексуализмом, быть бахаи», но «может ли он преодолеть свою проблему благодаря Учению»

В учении бахаи о нравственных аспектах взаимоотношений полов брак и семья рассматриваются как основа всего человеческого общества, и предусматривается всемерная защита и укрепление этого Божественного института. Закон бахаи, таким образом, ограничивает дозволенные половые сношения только теми, что происходят между мужчиной и той женщиной, на которой он женат.

Вопрос должен поэтому ставиться не так, что «может ли человек, занимающийся гомосексуализмом, быть бахаи», но так, что «может ли он, став бахаи, преодолеть свою проблему благодаря знанию Учения и упованию на Бахауллу». (Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 14 марта 1973 г.)

1226. Признавая Божественное происхождение сексуального импульса в человеке, религия учит, что его необходимо контролировать

…Любой поступок или деятельность верующего, противоречащие нашему Учению, безусловно, повредят духовной судьбе самого этого человека и могут создать у небахаи ложное впечатление о принципах нашей Веры. Задумайтесь о том, насколько важно верующему отражать в своих поступках целительные аспекты Дела, принятого им. Шоги Эффенди заострил наше внимание на этом моменте:

Не числом, не одной лишь демонстрацией набора новых и благородных принципов, не организованной кампанией по обучению — неважно, насколько всемирной и яркой она будет,— и даже не твёрдостью нашей веры или возвышенностью энтузиазма можем мы надеяться, в конечном итоге, утвердить, в глазах критически настроенного и скептического века, высшую цель Откровения Абха. Одно и только одно надёжно обеспечит полный триумф этого святого Дела, а именно,— та степень, в которой наша внутренняя жизнь и личный характер отразят, во всех его многообразных аспектах, сияние вечных принципов, провозглашённых Бахауллой.

Признавая Божественное происхождение и силу сексуального импульса в человеке, религия учит, что его необходимо контролировать, и закон Бахауллы ограничивает его выражение отношениями в браке.

Таким образом, не состоящий в браке гомосексуал находится в той же категории, что и любой другой неженатый человек. Закон Божий требует от них держаться целомудрия.

Хотя Вам кажется, что конфликт между чувственностью и духовностью серьёзнее, чем Вы можете вынести, Ваше заявление: «Я всё равно знаю, что я бахаи»,— позитивный фактор в той битве, которую Вы должны вести. Каждый верующий должен помнить, что неотъемлемая черта этого физического мира — постоянные испытания, несчастия, трудности и страдания, и что, преодолевая их, мы развиваемся нравственно и духовно; что мы должны стремиться сделать в будущем то, в чём потерпели неудачу когда-то раньше; что именно так Бог испытывает Своих слуг, и мы должны рассматривать каждую неудачу или недостаток как данную нам возможность попробовать снова и приобрести более полное осознание Божественной Воли и замысла.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 9 января 1977 г.)

1227. Нас заверяют в руководстве Божием, если мы пытаемся подчиняться Ему

Конечно же, проблема, с которой Вы столкнулись, весьма непроста. Тем не менее, Вы вполне способны её решить, ибо Бахаулла заверяет нас, что Бог «никогда и ни с кем не поступит несправедливо и не возложит на душу то, что ей не по силам». И вновь Он повторяет: «Когда он исполнит условия, кои подразумеваются в стихе: "Всякий, кто труждается ради Нас", он удостоится благословения, заключённого в словах: "По стезям Нашим Мы, без сомнения, поведём его"». Вы можете быть совершенно уверены в том, что, опираясь на помощь врачей, с помощью молитв и размышлений и путём самоотречения, а также уделяя как можно больше времени служению Делу в Вашей общине, Вы сможете, в конечном итоге, преодолеть свою проблему.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 9 января 1977 г.: там же.)

1228. Человек должен противиться порочным побуждениям, обращаясь к Святым Писаниям и с помощью них направляя свои мысли в иную сторону

Дом Справедливости замечает, что, хотя в литературе бахаи не так много сказано собственно о причинах гомосексуальности, там очень много говорится обо всём, что связано с природой человека, его внутренней жизнью и ростом, а также об образе жизни истинного бахаи. Если Вы искренне намерены преодолеть Вашу проблему, Вы должны сами решительно сопротивляться порочным импульсам каждый раз, когда они возникают, и Дом Справедливости чувствует, что нет лучшего способа сделать это, чем обращаться к Писаниям с целью направить наши мысли в духовное русло,— возможно, сконцентрироваться на том, что мы можем сделать, чтобы помочь окружающим открыть для себя Веру Бахаи. Чем активнее мы обучаем Делу и служим нашим собратьям, тем сильнее мы становимся и тем успешнее можем противостоять тому, что неприемлемо для нашей духовной природы.

Физическое существование человека на этой земле — это период, в течение которого мы упражняем свою свободную волю в борьбе за нравственность, подготавливая нашу душу к другим мирам Божиим, и мы должны приветствовать беды и несчастия, так как они дают нам возможность улучшить что-то в наших бессмертных душах. Дом Справедливости указывает, что гомосексуалы — не единственный сегмент человеческого общества, бьющийся над этой ежедневной задачей — каждого человека одолевают такие внутренние побуждения, как гордыня, корысть, себялюбие, похотливые гетеросексуальные или гомосексуальные желания, и всё это мы должны преодолеть, если хотим реализовать цель нашего человеческого бытия.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 16 июля 1980 г.)

1229. Гомосексуальные отношения подрывают смысл человеческой жизни

Вам нужен подлинный стимул, который бы помог Вам мужественно взяться за решение проблемы, лежащей в основе описанной в Вашем письме ситуации, и твёрдо решиться изменить Ваш образ жизни. Однако Вы должны сами желать сделать это. Как Вы, так и Ваш друг-бахаи должны, в первую очередь, признать, что гомосексуальные отношения подрывают смысл человеческой жизни, и что решительные усилия по преодолению порочных наклонностей, которые способствуют этой практике,— равно как и любым другим сексуальным порокам, что так отвратительны Создателю всего человечества,— помогут Вам обоим вернуться на путь, что ведёт к истинному счастью.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 23 августа 1982 г.)




Также можете почитать письмо от Национального Духовного Собрания бахаи России по этому поводу — оно больше ориентировано на административный аспект и отношение к гомосексуалистам в общине бахаи/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments