Анжела Ченина (eglenn) wrote in bahai_ru,
Анжела Ченина
eglenn
bahai_ru

Categories:

Сущность первородного греха в концепции учения бахаи

Приветствую всех :-) С кем я еще незнакома - меня зовут Анжела Ченина, я из Москвы. С учением бахаи я познакомилась случайно года два назад, и с тех пор интерес к нему у меня лишь возрастает.
Я хочу привлечь ваше внимание к интереснейшей проблеме, на которую я для себя пока не смогла найти четкого ответа.
Наверное, многие в курсе последних исследований в астрономии и по части успешного поиска экзопланет. Недавно была обнародована информация о найденной всего лишь в 20 световых годах от Земли планете, максимально близкой к земным параметрам. В сеть уже просочилась информация, что орбитальный телескоп «Кеплер» за год своей миссии успел наоткрывать целую кучу землеподобных (условно, конечно) планет. Органика обнаруживается в космосе, в кометном веществе, гипотеза панспермии обретает все больше веса… Все это даже скептиков подводит к мысли, что Вселенная наполнена жизнью и разумом (кстати, Бахаулла ведь упоминал о «миллионах посланников на небесных престолах, каждый из которых величием равен Иисусу»)
В связи с этим , мне кажется, тема первородного греха человечества обрастает новыми вопросами.
В религиях откровения первородный грех, утеря «прямой связи» с Богом и через это обретение всем видом хомо сапиенс «воли к злу», рассматривается как катастрофа, а не как нормальное явление. Катастрофы не случаются часто. Не дает ли это надежду, что иные цивилизации, по крайней мере многие из них, не проходили через подобный этап?

Тут я и подхожу к вопросу, который для меня остается непонятным до конца - отчего же на практике могла произойти такая первотрагедия с влиянием на весь вид. Я слушала лекции Александра Меня, где он раскрывал эту тему. Понятно, что привычная нам картина мифа – это и есть миф, попытка передать вложенное, не имеющее прямых аналогий знание языком образов. Понятно, что речь идет не о индивидуальных отпадениях, а о живущем в душе «семени зла», «эйцехоре», по выражению Даниила Андреева.
Чтобы объяснить, почему последствия первотрагедии унаследовало все человечество, Александр Мень вводил понятие «Первоадам» - насколько я поняла, подразумевалось нечто вроде духовной «первоматрицы» человеческого вида.
«Мы все пребываем в этом единстве и в нем увлечены на ложный путь. Сущность Грехопадения - не в чьей-то отдельной вине, а во всеобщем человеческом отпадении, ибо, как говорит апостол Павел, в нем (то есть Адаме) "все согрешили" (Рим 5,12). Именно поэтому мы несем на себе печать трагического разрыва бытия и можем сознавать себя участниками Грехопадения. Оно совершилось на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но охватывающем весь вид в целом. Поэтому каждый рождающийся в мир человек причастен греху, будучи "клеткой" общечеловеческого духовного организма.»
И еще:
«Юнговское понятие о "коллективном подсознательном" также указывает на глубинную связь общечеловеческого духа. Аналогичные процессы, происходившие в умственной жизни разделенных между собой народов древности, есть косвенное тому подтверждение. Вся метаистория есть история единого Адама.
"Под Адамом, - говорит Вл. Соловьев, - разумеется не отдельное только лицо, наряду с другими, а всеединая личность (Разрядка моя. - А.М.), заключающая в себе все природное человечество" . Мысль Соловьева продолжает С. Булгаков. Он пишет: "Адам не имеет индивидуального лица в том смысле, в каком мы его теперь понимаем. Он не есть только порядковая величина". Человек един. Индивиды в его духовном организме есть "только всплески, ипостасные явления единой человечности"
Богословие связывает эту тайну единомножественности ноосферы с учением о богоподобии человека. Подобно тому как единство Сущего открывается в предвечном саморазличении Троицы, так и человек в его идеальном состоянии объемлет в себе ипостаси отдельных индивидуумов. "Существует только одна человеческая природа, - говорит В. Н. Лосский, - общая всем людям, хотя она и кажется нам раздробленной грехом и разделенной многими индивидами"


Действительно, чтобы разработать модель разумного вида (в данном случае хомо сапиенс :-))), физическую и уникально-духовную, нужно вначале продумать все подробности, продумать, каким будет результат, разработать технологию изготовления… :-)) Аналогии очевидны. И вот – миф говорит, что вначале был Первоадам, общечеловеческий духовный организм. Он-то и совершил Грехопадение.
Можно предположить, что этот «Первоадам» существует всегда параллельно с видом. Напрашивается сравнение с понятием эгрегора (думаю, все знают, что сие такое ) Однако эгрегор в эзотерике - порождается разумными индивидами, эгрегор - функция от ментально-эмоциональной деятельности групп. Здесь же - наоборот: индивиды суть функция ПервоАдама, причем ПервоАдам был еще ДО материального человечества.
Вероятно, у нас всех душа имеет базовые человеческие характеристики восприятия и мышления (совсем не факт, что все разумные существа Вселенной должны обладать такой же «ментальной схемой», как мы, Богу скучно было бы :-) всех одинаковыми делать ) Если это так (вот сконтачимся с кем-нибудь разумным в космосе - получим инфу для сравнения :-)) - можно предположить, что и подобная "окраска" так же обеспечивается посредством сего "Первоадама".

Но ведь в мифе-то речь идет о сознательном выборе, а не о "божественном макете" , и не о чем-то вроде эгрегора! Как же этот «общечеловеческий духовный организм» мог осуществить сознательный выбор? Ведь отпадение возможно только для личностного разума. А если мог, то , значит, это – личность? Но если это личность, то явно совершенно отличающаяся от нашего индивидуального разума…
Вспомните так же весьма убедительную гипотезу о коллективном разуме насекомых. Что-то такое у них явно существует. :-) Сравнение, конечно – брррр, но я здесь о принципиальной возможности схемы, когда над-личность охватывает индивидуальные организмы.
Если кто читал «Розу Мира» Даниила Андреева, то, вероятно, помнит и его достаточно убедительное объяснение по части первородного греха. Сущность великой стихиали, ваятельницы человеческой плоти, была отравлена контактом с одной из могучих демонических иерархий, и с тех пор «эйцехоре», семя дьявола, несут в себе все хомо сапиенс. Вспомните так же «соборные души наций», тоже из Розы Мира. Поскольку, наверное, не все читали, процитирую: «Идеальная Соборная Душа есть существо, обладающее единой великой монадой, которая таит в себе прообразы высших возможностей нации и облечена в материальную ткань многомерных пространств. По мере исторического становления нации и личной зрелости человеческих индивидуумов все большая и большая тонкоматериальная часть каждого из них приближается к ней и объемлется ею, сообщая ей характер соборности.»
Логично… Но ведь Бахаулла вообще отрицает бытие демонических иерархий!

Итак, формулирую гипотезу (не настаивая на ее верности, просто это единственное, что приходит в голову). «ПервоАдам» первичен по отношению к индивидам. "ПервоАдам" обладает индивидуальностью. «ПервоАдам» обладал связью с Богом, но сознательно ее разорвал, последствия чего мы все и унаследовали, так сказать, ментально-генетически в виде "вкуса ко злу". Подобный выбор - не является нормой, а значит, развитие многих внеземных цивилизаций должно происходить гармоничнее, чем вышло у нас...

Может быть, у Бахауллы или в каких-либо авторитетных текстах бахаи есть разъяснения по этому поводу?

К слову, «Розу Мира» вообще стоит подробно проанализировать на предмет параллелей с учением бахаи. Тут даже мало говорить о параллелях; это по сути версия той же концепции последовательного Откровения и единства в неповторимых индивидуальностях, с той разницей, что Андреев, конечно, не был Пророком, и потому наделал ряд достаточно очевидных ошибок ( о возможности чего сам постоянно говорил) Рискну утверждать, что бахаи и есть та самая соборная религия «Розы Мира», которую Андреев предрекал. Просто не в курсе был, что уже появилось…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments