Петр Резванов (peter_rezvanov) wrote in bahai_ru,
Петр Резванов
peter_rezvanov
bahai_ru

культурологическое

Одна дискуссия заставила меня вынести мое понимание (кажется — общеизвестных) отрывков из Писаний бахаи (один — из "Избранного из Писаний Абдул-Баха" [далее — ИАБ], другой — из Его же "Скрижалей Божественного Предначертания" [далее — СБП]) на всеобщее обсуждение. Для удобства каждое предложение в этих отрывках я пронумеровал.
ИАБ:
1. Взгляните на садовые цветы: они различны по цвету, форме и строению, но всех их освежают те же весенние воды, обдувает тот же ветерок и лучи одного солнца несут им жизнь, а в их разнообразии заключается их красота и очарование. 2. Так и в мире людей — когда вселенская сила, всепроницающее влияние Слова Божьего объединяет мир, тогда многообразие обычаев, манер, привычек, идей, мнений и наклонностей становится его украшением. 3. Сие многообразие, сия несхожесть подобны естественным различиям и разнообразию членов и органов человеческого тела, где каждая часть привносит красоту, гармонию и совершенство в целое. 4. Когда все органы и члены в совокупности своей оказываются под высшей властью души человека, и эта власть подчиняет себе все члены и части тела, его вены и артерии, тогда разнообразие становится источником гармонии, различия порождают любовь. 5. Многообразие есть величайший двигатель сотрудничества.
6. Сколь были бы скучны для глаз цветы и растения, листья и бутоны, плоды, кусты и деревья сада, будь они одной формы и одного цвета. 7. Разнообразие цвета, формы и строения — это украшение сада, его богатство. 8. Так и различные оттенки мысли, темперамента, характера, собранные воедино под властью и влиянием единой высшей силы, являют всю красоту и блеск совершенств человека. 9. Ничто, кроме неземной мощи Слова Божьего, превосходящей все в мире и главенствующей над сущностью вещей, не может привести в гармонию многообразие мыслей, мнений, идей и убеждений детей рода человеческого. 10. Воистину, сила сия всеобъемлюща, она проницает все вещи, животворит все души, связует и согласует все элементы царства человеческого.
СБП:
1. Взгляните на садовые цветы. 2. Они разнятся видом, цветом и формой, но их орошают воды одного источника, освежают веяния одного ветерка, согревают лучи одного солнца, а их разнообразие делает их еще краше, придавая им особое очарование. 3. Как скучал бы глаз, если бы в саду все цветы и растения, кусты и деревья, их листья, бутоны и плоды, были одной формы и одного цвета! 4. Многообразие красок, форм и оттенков делает сад богаче и прекраснее, служит источником его красоты. 5. Так и разные способы мышления, различные темпераменты и характеры, будучи объединены под властью и влиянием единого Центра, явят красоту и славу человека во всем великолепии и блеске. 6. Неземная сила Слова Божия всевластна и превосходит сущности всех вещей, и только она одна способна привести в гармонию все разнообразие помыслов, мнений, идей и убеждений детей рода человеческого.

"Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю" (с) Винни-Пух, то выводы из всего этого можно сделать следующие:
А. Из сравнения с человеческим телом [ИАБ:3, 4] вытекает, что это разнообразие имеет не только эстетическое значение (как минимум, оно — величайший двигатель сотрудничества [ИАБ:5]). А поскольку нам было сказано, что человечество уже вышло из младенческого возраста, то пропадать "части тела" не должны: выпадение молочных зубов уже закончилось! А значит, ассимиляция стала противоестественным процессом.
Б. Впрочем, и того, что говорится об эстетической составляющей разнообразия [ИАБ:1, 2, 6—8 (СБП:1—5)], достаточно для вывода, что ассимиляция противоречит Учению бахаи.
В. Все секулярные попытки объединения эту красоту могут только испортить [ИАБ:9, 10 (СБП:6)]. (Впрочем, честно признаюсь: несколько лет назад была у меня надежда на политику интеграции, но свежие вопли о том, что разные "редиски" не хотят интегрироваться, и что надо с этим что-нибудь делать, потихоньку сводят ее к банальной ассимиляции.)
На всякий случай уточню, что культуры могут взаимодействовать между собой и не ассимилируя друг друга. Против таких взаимодействий я или вообще ничего не имею (как против джаза), или готов с ними смириться, помня, что "на вкус и цвет" (как с известным влиянием французского кинематографа на польский).
Однако, как оказалось, есть и другие мнения, и меня жутко интересует: откуда они могли взяться?!.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments