Игорь Верещагин (veryeager) wrote in bahai_ru,
Игорь Верещагин
veryeager
bahai_ru

Categories:

Апокалипсис. Логика Откровения Иоанна Богослова. Предисловие и глава 1.

Дорогие друзья! Позвольте представить вашему вниманию анонсированный ранее перевод интересной книги Стивена Биби  «Логика Откровения Святого Иоанна» (Beebe, Stephen. The Logic of the Revelation of St. John.).

 

Предисловие переводчика

Откровение Иоанна Богослова — последняя часть Нового Завета и, следовательно, всей Библии (в её «расширенном», христианском варианте). Она известна также под греческим названием «Апокалипсис», что, собственно, и переводится как «Откровение», и является, вне всяких сомнений, самой интригующей и загадочной книгой Нового Завета, поскольку в ней содержатся предсказания будущих (по крайней мере, для эпохи раннего христианства) событий,— как весьма устрашающих, так и внушающих надежду. При этом они изложены крайне аллегорическим и непонятным языком, что породило в итоге массу толкований. Большинство толкователей согласны разве что в том, что в Откровении содержится, в частности, описание будущего пришествия Царства Божия во главе с Христом, а также предшествующих этому вселенских бедствий.

Апокалипсис был написан его автором Иоанном, когда тот был «в духе», то есть в особом духовном состоянии пророческого прозрения. «Апокалиптический» язык, которым написано Откровение, имеет прецеденты в Ветхом Завете: сходным языком, с использованием сходных образов (например, знаменитый образ зверя, выходящего из моря, или, что то же самое, из бездны) написаны некоторые страницы писаний Иезикииля, Иоиля, Захарии, а также целиком книга пророка Даниила, которую можно поэтому назвать «Апокалипсисом Ветхого Завета». Как известно, «численное» пророчество книги Даниила о «семидесяти седьминах» исполнилось по отношению к первому пришествию Христа; и на этом основании, используя другие «численные» пророчества Даниила, миллериты сделали потом расчёт времени второго пришествия,— оказавшийся верным, как мы знаем теперь! Очевидно, что Откровение Иоанна также должно содержать подобные поразительные пророчества.  

Некоторые разъяснения образов этого языка имеются в самих Откровениях, но полностью понять их смысл можно будет только по исполнении «зашифрованных» в них событий, так как эти книги «запечатаны». Ныне, однако, большинство этих событий исполнились, и одним из осуществлённых пророчеств является тот факт, что эти книги постепенно «распечатываются». Интересно, что, как и в случае с построением Царствия Божия на земле, это не происходит «по мановению Божией десницы»; нам даётся лишь некая основа, схема, а часть работы мы должны сделать сами. Если говорить конкретно об Апокалипсисе, то в Писаниях бахаи вы не найдёте его последовательного толкования. Среди переведённых на английский язык трудов сегодня есть лишь подробное разъяснение Абдул-Баха по поводу 11 главы (полностью) и 12 главы (примерно её трети). Но Абдул-Баха в этих и других разъяснениях библейских и прочих религиозных символов, а также, конечно, Бахаулла в Своих Писаниях — прежде всего в Китаб-и-Иган — дают нам новое видение. Они как бы поднимают нас на новую высоту, с которой ранее загадочный смысл, сокрытый за горами аллегорий, становится вполне различим даже и без прямых подсказок.

Например, практически все толкователи Откровения считали, что та часть пророчеств, которая относится к будущей религиозной истории, касается исключительно развития христианской церкви — с которой они ассоциировали, в частности, «жену, облачённую в солнце». Им и в голову не могло прийти, что речь может идти об исламе! Естественно, это предопределило ошибочный ход их рассуждений, сколь бы глубоко они ни были «подкованы» в вопросах богословия. В качестве примера можно привести толкование Александра Меня — которое, вообще говоря, будет полезно прочесть для лучшего «погружения» в тонкости библейской терминологии толкование, насыщенное ценными и правильными мыслями касательно некоторых частных мест Откровения, но, разумеется, неглубокое и ошибочное в целом.

Напротив, книга бахаи Стивена Биби, прочно опирающаяся на Писания бахаи, использующая подход к прочтению Писаний, который задали нам Бахаулла и Абдул-Баха, даёт настолько ясную, логичную и целостную картину, что Откровение действительно предстаёт «распечатанной», открытой книгой. Конечно, труд Стивена Биби мы можем рассматривать лишь как личную точку зрения автора, это не «авторитетный источник», изъясняясь в терминологии бахаи. Думаю, однако, что для всех интересующихся вопросом исполнения библейских пророчеств в эпоху Бахауллы эта книга явится ценным источником мыслей и подспорьем для формирования более ясного и объективного видения — видения, которое поднимет на новую высоту нашу уверенность в истинности Откровения Бахауллы и наше понимание его величия.

 

Глава 1

Чарующая тайна Откровения

 

Думаю, немногие книги, вне зависимости от времени их написания, размера или тематики, стали предметом такого любопытства и таких разногласий, как Книга Откровения. Теологи отстаивали её как Слово Божие, скептики высмеивали как собрание мифов, историки рассматривали как аллегорическую историю ранней церкви, борющейся за выживание.

Хотя предметом жарких споров была вся Библия, Откровение имело особую притягательную силу, озадачивая христиан в течение столетий; и тому были две главные причины.

Во-первых, содержание Откровения особенно таинственно: образы неведомых миров; слава ангелов и ужас от кошмарных зверей; Град Божий и озеро, горящее серою, святой народ Божий и грешники, обречённые аду. Его содержание полностью чуждо всему, что мы видели или знаем, и всё же мы принимаем его как божественное откровение истины. Вера в нечто столь яркое и одновременно столь таинственное поощряет любознательность и вызывает желание лучше понять его.

Во-вторых, поскольку эти видения представляют собой пророчества грядущих событий, они влекут за собой ожидание предсказанного, при очень смутном его понимании,— и, как следствие, страх перед будущим. Именно эта комбинация страха и любопытства сделала Откровение наиболее загадочной и интригующей книгой Библии.

Откровение составляет всего 6% от Нового Завета и менее 2% от всей Библии, но его влияние на западную культуру оказалось непропорционально велико. Его образы проникли в наше сознание, и мы находим их в искусстве, литературе и кино. Те, кто никогда не читал Откровения, знакомы с его образами: четырьмя всадниками, которые принесут миру уничтожение; зверем, число которого 666; Армагеддонской битвой. Скажем, апокалиптические предсказания конца света настолько глубоко засели в нашем подсознании, что современная угроза ядерной войны представляется естественным исполнением этих пророчеств.

Как это ни парадоксально, но книга, оказавшая столь большое влияние, стала предметом очень многих сомнений в её достоверности. Один автор отмечает, что на протяжении веков Откровение «запрещалось и вновь разрешалось бесчисленное количество раз. Оно до сих пор изъято из Библии в Греческой православной церкви»1.

Многие современные специалисты изучают Откровение в контексте истории ранней церкви и считают, что его написание явилось следствием гонений на Церковь в Римской империи.

Целью его, следовательно, было воодушевить ранних христиан и заверить их в неизбежном падении Рима. Согласно этому толкованию, Рим представлен в главе 17 блудницей, сидящей на семи горах. Эта точка зрения, которая толкует Откровение только с учётом конкретных обстоятельств, в которых находилась ранняя церковь, в известном смысле отрицает его традиционное толкование — что его образы являют собой божественное откровение, повествующее о грядущих событиях и возвращении Христа.

Среди учёных существуют и сомнения по поводу того, кто является автором Откровения. Хотя традиционно считается, что Иоанн, апостол Христа, был также и Иоанном Богословом и единственным автором, некоторые современные исследователи предполагают, что Откровение — собрание произведений, принадлежащих разным авторам.

В то время как одни сомневаются в божественном происхождении книги, другие, признавая подлинность такого происхождения, совершенно не согласны друг с другом по поводу его правильного понимания. Так, Откровение является основанием концепции «миллениума» — ожидаемого царства мира, которое должно продлиться тысячу лет, когда будет установлено владычество Христа и Его оживших святых. Ожидания, порождённые этим пророчеством, вызвали к жизни многочисленные секты, каждая из которых имеет своё мнение относительно того, каким образом настанет это тысячелетие.

Большинство христиан верят, что Христос явится, чтобы лично начать это тысячелетие, что оно наступит по мановению Его руки. Однако некоторые считают, что второе пришествие произойдёт по окончании тысячелетия и будет его драматическим завершением. По их мнению, тысячелетнее царство будет установлено усилиями людей, вдохновлённых Евангелием. В противоположность таким толкованиям, средневековая церковь учила, что тысячелетнее правление Христа никогда не установится в этом мире и что Откровение — это скорее аллегорическое описание борьбы между добром и злом, между царством духа и материальным миром. В соответствии с этой точкой зрения каждый человек может достичь Царства Божия в духовном смысле, благодаря своему причащению к Богу.

Что касается методов толкования пророчеств, то одни говорят, что пророчества являются символическими, а другие утверждают, что их следует понимать буквально. Толкований великое множество, но все они произвольны, поскольку каждый толкует в зависимости от своего понимания, желаний или предрассудков. Например, некоторые секты считают, что святые, упомянутые в Откровении,— это только их последователи, но отнюдь не прочие христиане. Многие видят в большом звере другую церковь, с доктриной которой они не согласны. Мы можем задаться вопросом: достижимо ли истинное и объективное толкование? Что можно сказать об Откровении при наличии стольких противоречивых точки зрения? Это чисто аллегорическое описание борьбы между добром и злом? Или это предсказания конкретных событий в истории? Это символическое или буквальное повествование? Это прошлое или будущее?

В данной работе предполагается, что Откровение имеет божественное происхождение, что оно по большей части является пророческим и что в её образах представлены исторические события. Эта работа — ещё одна попытка разгадать тайны, которые скрыты в Книге Откровения.

Начиная с такой отправной точки, как нам добиться такого толкования Откровения, которое было бы как можно менее произвольным и как можно более точным? Если мы хотим приблизиться к истинному пониманию Откровения, мы должны сперва, освободившись от предубеждений, подвергнуть анализу его содержание, а потом уже приступать к его интерпретации. Даже при изучении Откровения мы можем применять — в определённом смысле — научный метод; во-первых — объективно анализируя факты, затем предлагая гипотезы для их объяснения и, наконец, проверяя эти гипотезы, будь то посредством экспериментирования или с помощью более критического сопоставления с фактами,— с тем чтобы принять или отклонить эти гипотезы. Такое исследование даст нам схему, которая явит нам значения Книги Откровения, и она откроет свои тайны.

 

Ссылки

1. Elena Maria Marsella, The Quest for Eden, pp. 203-4.

Глава 2 (часть 1).

Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments