Игорь Верещагин (veryeager) wrote in bahai_ru,
Игорь Верещагин
veryeager
bahai_ru

Categories:

Лаух-и-Малик-и-Рус — Послание владыке России

Позвольте, дорогие друзья, попытаться привнести в наше сообщество формат углублений в Писания. Я тут на досуге перевёл Послание Бахауллы царю Александру II, каковой неофициальный перевод и представляю вашему вниманию с некоторыми своими комментариями. Думаю, здесь есть над чем поразмыслить.
 

ПОСЛАНИЕ ВЛАДЫКЕ РОССИИ

О царь России! Преклони слух ко гласу Бога, Царя, Святого, и обратись к Раю, Месту пребывания Того, Кто обладает самыми возвышенными титулами среди вышних Сонмов и Кто взывает в царстве творения во имя Бога, Лучезарного, Всеславного. Остерегайся, дабы твои желания не удержали тебя от обращения к лику Господа, Сострадательного, Наимилосердного.

Мы, истинно, слышали, о чём молил ты Господа своего, когда втайне обращался к Нему. Посему подул ветерок Моего милосердия и заволновалось море милости Моей, и Мы, воистину, ответили тебе. Господь Твой, поистине, Всезнающ, Премудр1.

Когда Я, в цепях и оковах, пребывал в темнице, один из твоих посланников оказал Мне помощь2. Посему Бог назначил для тебя положение, коего не постичь никаким знанием, кроме Его знания. Остерегайся променять сие высочайшее положение на нечто менее ценное. Господь твой, истинно, творит что пожелает. По воле Своей Бог будет отменять или подтверждать, и в Хранимой Скрижали у Него — знание всех вещей.

Остерегайся3, дабы твоё владычество не отдалило тебя от Него, Кто есть Наивысший Владыка. Он, истинно, пришёл со Царствием Своим, и все атомы вопиют: «Се! Господь явился в Своём высшем величии!». Тот, Кто есть Отец, пришёл, и Сын, в священной обители, возглашает: «Я здесь, Я здесь, о Господи, Мой Боже», в то время как Синай движется вкруг Дома Господня и Неопалимая Купина взывает во всеуслышание: «Всещедрый спустился на облаках! Блажен, кто приблизился к Нему, и горе тем, что далеки от Него».

Восстань же среди людей во имя сего неодолимого Дела и после призови нации к Богу, Возвышенному, Великому. Не будь из тех, что взывали к Богу одним из Его имён, но когда явился Тот, Кто есть Предмет всех имён, отвергли Его и отвернулись от Него, и, в конце концов, с очевидной несправедливостью вынесли Ему приговор4.

Вспомни и обдумай дни, когда явлен был Дух Божий [Иисус Христос], а Ирод хотел силой устранить Его. Бог, однако, помог Ему незримыми силами и защитил Его силою правды, и переместил Его в другую землю, по обетованию Своему5. Он, воистину, велит что угодно Ему. Господь подлинно защищает кого пожелает, будь то посреди моря или в утробе змия, или пред мечом угнетателя.

Благословен царь, коему завесы славы не помешали обратиться к Рассвету красоты и кто оставил всё в желании обрести Божественное. Несомненно, он причислен в глазах Бога к превосходнейшим из людей и восхвалён обитателями рая и теми, что движутся утром и вечером вкруг горнего Престола.

Снова говорю Я: прислушайся ко гласу Моему, что взывает из темницы Моей, дабы известил он тебя о том, что свершили с Моей Красотой руки тех, кои суть олицетворения Моей славы, и дабы ты осознал, как велико было терпение Моё, несмотря на Моё могущество, и как безмерна снисходительность Моя, несмотря на Мою силу.

Жизнью Своей клянусь! Если бы только узнал ты, что излилось с Пера Моего, и открыл сокровища Дела Моего и жемчуга Моих тайн, кои сокрыты в морях имён Моих и кубках слов Моих,— тогда, в своей любви к Моему имени и в стремлении к Моему славному и высочайшему Царству, ты положил бы жизнь на Моём пути.

Знай, что хотя телу Моему угрожают мечи недругов Моих и члены Мои страдают от неисчислимых бедствий, дух Мой полнится счастьем, с коим все радости земли никогда не смогут сравниться.

Устремись сердцем к Нему, Кто есть Предмет обожания мира, и скажи: «О народы земли! Неужели вы отвергли Единого, на Чьём пути претерпел мученичество Тот, Кто пришёл с истиной, неся весть от Господа вашего, Возвышенного, Великого?» Скажи: Сие Весть, что возрадовала сердца Пророков и Посланников.

Сие Тот, о Ком помнит сердце мира, и сие обетовано в Книгах Бога, Могущественного, Всемудрого. Руки Посланников простёрлись к Богу, Могущественному, Прославленному, в желании встретиться со Мной. О сём свидетельствует ниспосланное в священных Писаниях Тем, Кто есть Господь мощи и власти. Одни сокрушаются о разлуке со Мной, другие терпят невзгоды на Моём пути, а иные отдали жизнь ради Мой Красоты,— если бы ты ведал сие.

Скажи: воистину, не Я стремлюсь превознести Себя Самого, но, скорее, Сам Бог, если рассудишь справедливо. Ничего не увидеть во Мне, кроме Бога и Дела Его,— если бы только ты осознал сие.

Я — Тот, Кого восхваляли уста Исайи, Тот, Чьим именем украшены и Тора, и Евангелие. Так было предначертано в Писаниях Господа твоего, Наимилосердного. Он, воистину, был свидетелем Мне, как я свидетель Ему. И Бог подтверждает истинность слов Моих.

Скажи: Книги были ниспосланы, дабы упомянуть обо Мне, и ни для чего иного6. Кто отзовётся на их призыв, тот воспримет от них сладостные ароматы Моего имени и Моей хвалы; и кто не закроет сокровенный слух своего сердца, тот услышит каждое их слово: «Истинный пришёл! Он, подлинно, возлюбленный миров!». Во имя одного лишь Бога язык Мой наставляет тебя и перо Моё движется, упоминая тебя, ибо ни злоба и отвержение всех живущих на земле не повредят Мне, ни верность всего творения не принесёт пользы Мне.

Мы, истинно, призываем вас к предписанному Нам и не желаем ничего, кроме вашего приближения к тому, что принесёт вам пользу и в сём мире, и в мире грядущем. Скажи: лишите ли вы жизни Того, Кто призвал вас к вечной жизни? Бойтесь Бога и не следуйте путём всякого упорствующего угнетателя.

О гордецы земли! Мните, будто живёте во дворцах, в то время как Тот, Кто есть Царь Откровения, пребывает в самом заброшенном из жилищ? Нет, жизнью Своей клянусь! В могилах вы обитаете,— если бы только могли вы постичь сие.

Воистину, кого во дни сии не взволнует ветерок Божий, тот будет сочтён среди мёртвых в глазах Того, Кто есть Господь всех имён и признаков. Восстаньте же из гробниц своеволия и страсти7 и обратитесь к Царствию Бога, Владетеля горнего престола и дольней земли, да узрите обетованное некогда Господом вашим, Всезнающим.

Мните, будто вещи, коими вы владеете, принесут вам пользу? Скоро другие будут владеть ими, а вы вернётесь во прах, и никто не окажет вам помощи и поддержки.

Какой прок от жизни, коя может внезапно обернуться смертью, или от существования, обречённого на исчезновение, или от процветания, что может закончиться в любой миг? Отбросьте то, чем владеете, и обратите лица к милостям Бога, кои были ниспосланы в сём чудесном Имени.

Так Перо Всевышнего поёт для тебя свои напевы по воле Господа твоего, Всеславного. Когда услышишь и прочтёшь их, скажи: «Хвала Тебе, Господь всех миров, ибо помянул Ты меня устами Того, Кто есть Явление Тебя Самого, когда был Он заключён в Величайшую Темницу, дабы весь мир достиг подлинной свободы».

Благословен царь, чьё владычество подтверждено его Владыкой8 и коий обратился к Богу в сердце своём. Он, истинно, отнесён к достигшим того, что повелел Бог, Могущественный, Всемудрый. Таковой будет вскоре причислен к государям стран Царствия9.

Господь твой, воистину, надо всякой вещью властен. Даёт Он что пожелает любому, кому пожелает, и отказывает, кому восхочет, как угодно Ему10. Он, воистину, Всесильный, Всемогущий.

 

Примечания

1. Здесь Бахаулла явным образом намекает царю на то, что царь просил Бога о чём-то важном, и Бог — в лице Бахауллы — ответил на его молитвы. Ниже в комментариях приводятся сведения о просьбе царя, который просил о помощи в борьбе с Османской империей. Проблема в том, что письмо вроде бы было написано в период 1868–1870 годов, то есть до русско-турецкой войны 1877–1878 гг (хотя точно это неизвестно). Если уж брать войны, то подходит многолетняя Кавказская война, благополучно завершившаяся в 1864 г. Но в любом случае, при минимуме духовной проницательности царя должен был «задеть» этот пункт письма.

2. Речь идёт о князе Долгоруком, российском посланнике в Тегеране, который поспособствовал освобождению Бахауллы из тюрьмы и даже предложил ему политическое убежище в России. Нас не должен удивлять тот факт, что эти события произошли при Николае I, а Бахаулла благодарит за это Александра II: Явитель обращается в данном случае не к человеку Александру Романову, а к царю, полновластному представителю династии, унаследовавшему и весь груз её ошибок, и всю славу её благих дел.

3. Характерно, что предупреждение «Остерегайся» повторяется трижды.

4. Намёк на членов Синедриона, вынесших смертный приговор Христу. Православному царю этот намёк должен быть вполне ясен.

5. Речь идёт о бегстве Иосифа и Марии в Египет, что помогло Христу избежать смерти во время избиения младенцев царём Иродом.

6. Одно из самых поразительных высказываний в этом Послании (в английском варианте «Say: The Books have been sent down for naught but My remembrance»). Речь, конечно, идёт не о книгах вообще, а о Книгах с большой буквы, о Священных Писаниях. Бахаулла утверждает здесь, что фактически единственная цель ниспослания человечеству предыдущих Писаний — подготовка людей к Его пришествию. Если вдуматься, это не так уж странно: ведь такая подготовка с неизбежностью включает в себя не только предсказания, но и соответствующее духовное просвещение, «дисциплинирование» с помощью законов, накопление соответствующего опыта. То есть вся предыдущая духовная история человечества была подготовкой к пришествию Бахауллы. С учётом того, что это пришествие знаменует собой наступление зрелости, всё выглядит логично: ведь детство — это и есть подготовка к зрелости.

7. Одна из нередко встречающихся в Писаниях Бахауллы тема — намёк на предсказанное в Писаних воскресение мёртвых и объяснение того, что это на самом деле. Царю, право, следовало бы призадуматься после таких сильных слов.

8. В английском варианте «whose sovereignty hath withheld him not from his Sovereign», то есть буквально «в чьём владычество (ему) не отказано Богом» или, другими словами, «чьё владычество санкционировано Богом». То есть если ты царь — это ещё ничего не значит. Твоё владычество должно быть одобрено свыше.

9. Подразумевается «Царство Божие». Интересно, что, если буквально понимать это предложение, то «Царство Божие» разделено на «страны» (или, если угодно, «княжества», «королевства»), в котором правят «одобренные Богом» государи.

10. С учётом пассажей про ответ на молитву и про то, что владычество должно быть «одобрено Богом», это уже не просто характерная для Бахауллы фраза, а, как говорится, «тонкий намёк на толстые обстоятельства». Впрочем, Александр II на этот намёк не обратил внимания, следствием чего стали известные события. Кстати, последнее (удавшееся) покушение на него было совершено в двухстах метрах от места, где я пишу эти строки. Времени на размышление у него было больше десяти лет, в течение которых он благополучно пережил три покушения (и ещё два — до получения послания Бахауллы).

Tags: история, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments