kasum9 (kasum9) wrote in bahai_ru,
kasum9
kasum9
bahai_ru

Следует ли бахаи участвовать в социальном переустройстве мира?

Тема эта рождена из моего с Петром Резвановым диалога в теме «Политики не врубаются». Я постарался в меру своего разумения членораздельно оформить предмет нашего диалога, почти спора. Надеюсь, что если Петя Резванов обнаружит какие-либо расхождения между его позицией и ее описанием, он не обессудит и внесет поправки в комментариях. Хотелось бы услышать и другие мнения.

Как известно, бахаи, кроме общего с последователями других религий жизненного предназначения - развития собственной бессмертной души, имеют также другое, не имеющее аналогов в других религиях духовное предназначение – участие в строительстве Новой Цивилизации, Величайшего Мира. Однако, как выяснилось в упомянутой дискуссии, существуют две кардинально различные точки зрения на то, каким образом бахаи может и должен претворять в жизнь это предназначение. Я придерживаюсь такой точки зрения:

В Писаниях Бахаи подробно изложены принципы социального устройства Новой Мировой Цивилизации и намечены этапы ее достижения. Каждый бахаи в меру своих возможностей обязан предпринимать шаги, индивидуальные или коллективные, в направлении, намеченном Бахауллой и изложенном в Писаниях. Как это реально может выглядеть, можно обсудить в комментариях.

Для меня было откровением узнать, что существует и совершенно другая точка зрения: бахаи сейчас ничего не должны предпринимать, никак не должны менять «внешний» мир вплоть до наступления Малого Мира. Все это время они могут только пассивно наблюдать за происходящими процессами, развертывающимися по Величайшему Божьему Плану. И только после наступления Малого Мира они начнут совершенствовать мир, ведя его к Величайшему Миру, выполняя Малый План. Отсюда следует, что практическая, преобразующая мир компонента Святых Писаний, написана как Руководство исключительно для тех бахаи, которые будут жить после установления Малого Мира.

Хотелось бы знать, кто как воспринимает эти две точки зрения, есть ли другие взгляды. Со своей стороны, хочу высказать свои аргументы против второй точки зрения.
1. Если бахаи, живущие на Земле до наступления Малого Мира, отказываются принимать участие в социальном переустройстве мира, то они тем самым отказываются от своего второго духовного предназначения, они не в состоянии его выполнять. Получается, что вторая цель объявлена только для бахаи после Малого Мира.
2. Обучение Вере, приглашение в нее и увеличение численности своих рядов не может рассматриваться, как участие в строительстве Новой Цивилизации, рассматриваемой в Учении Бахаи, как принципиально новая цель, незнакомая прежним религиям, поскольку этим видом деятельности занимались и занимаются все без исключения религии и их последователи.
3. Представление о том, что бахаи принципиально не должны принимать участие в социальных проектах, ведущих к построению Малого Мира, противоречит тезису о стирании разграничений между бахаи и небахаи. Вовлекая некоторого человека из мира небахаи в общину бахаи, мы, тем самым, переводим его из отряда строителей Малого Мира в отряд сторонних наблюдателей этого процесса. Таким образом, мы возводим вокруг мировой общины бахаи весьма осязаемый барьер и перетягиваем людей с одной стороны этого барьера на другую. И мы уже не можем рассматривать всех людей как «бахаи, которые просто еще не знают, что они бахаи», ибо тогда никто вообще не может строить Малый Мир.

Какие обоснования лежат в основе второй точки зрения, т.е. запрета бахаи участвовать в социальном строительстве? Никаких прямых авторитетных цитат, указывающих, что бахаи не могут никаким боком участвовать в социальном преобразовании общества, пока что не было приведено. Если такие есть, пожалуйста, приведите их. А пока я вижу, что эта точка зрения, с позиции Петра, основана на следующем силлогизме:
1. На настоящем этапе (до построения Малого Мира) все социальные преобразования в мире так или иначе ведут к Малому Миру.
2. Построение Малого Мира – политическое предприятие.
3. Бахаи не могут принимать участие в политических предприятиях.
Вывод: бахаи не могут принимать участие в социальных проектах до построения Малого Мира.
Тут каждая посылка содержит неточности. Первая посылка не совсем точна в том отношении, что даже до утверждения Малого Мира могут совершаться некоторые шаги с дальним прицелом на достижение Величайшего Мира. Ошибка второй посылки заключается в том, что Построение Малого Мира не является полностью политическим мероприятием. Оно содержит как политические шаги, так и неполитические. В частности, к последним относится изменение менталитета и все большее понимание того, что в современном состоянии мира соперничество и противостояние стран контрпродуктивно, оно губительно для всех противостоящих сторон. И единственной жизнеспособной альтернативой является сотрудничество. Любые шаги в направлении такой трансформации менталитета приемлемы для бахаи. Наконец, ошибка третьей посылки состоит в превратном толковании принципа невмешательства бахаи в политику. Слово «политика» в данном контексте не означает политику вообще - от нее бахаи при всем желании не могут освободиться, ибо любое действие или высказывание всегда имеет некоторую цель, а это уже политика в широком смысле этого слова. В действительности, имеется в виду запрет на открытое выступление на стороне какого-либо политического противостояния. Поскольку построение Малого Мира - в интересах всего человечества, то участие в нем не может иметь противостоящих сторон и, таким образом, не является политикой, запретной для бахаи.

Важность этой темы я вижу в том, что выразители второй точки зрения считают, что сегодня в деятельности бахаи можно ограничиваться обучением и отложить на второй план или вообще игнорировать проекты социально-экономического развития и работу на внешние связи. Я с этим не могу согласиться и считаю, что ограничение деятельности бахаи на местном и национальном уровне обучением вере и собственным численным ростом обедняет содержание Веры до уровня прежних религий, лишает верующих возможности реализовать оба своих предназначения и подрывает авторитет Веры, уничтожая в глазах окружающих всякое различие между ней и другими конфессиями, делающими то же самое. Но давайте, раз есть такое разногласие, попробуем придти к единой точке зрения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments