Валерий Литвинчук (skarabey87) wrote in bahai_ru,
Валерий Литвинчук
skarabey87
bahai_ru

Categories:

Глоссарий по Вере Бахаи

никогда не встречал глоссария по Вере Бахаи, думаю, его и не существует. а необходимость в этом есть. во-первых, правописание многих терминов по теме встречается различное (например, Бахаулла, Беха-Аллах и т.д.); во-вторых, многие понятия, особенно для тех, кто только начинает знакомиться с Верой, являются более чем загадочными (Хукукулла, например); в-третьих, терминологию по теме используют кто во что гаразд; в-четвертых, есть частные проблемы, связанные с неопределенностью (например, некоторые бахаи обижаются на слово "бахаизм"). поэтому предлагаю разобраться. думаю, именно с формирования категориального аппарата изучения Веры Бахаи мы и можем начать совместную работу русских Baha'i Studies (чтобы не тискать ctrl+shift каждый раз предлгаю писать "бахаиведение"). я думаю, эта работа стоит того, чтобы ее сделать.
план работы предлагаю следующий:
1)определить тех, кто может и готов заниматься этой работой
2)составить список понятий, которые будут включены в словарь
3)распределить куски работы среди авторов глоссария
4)написание статей
5)коллективное обсуждение, редактирование
6)оформление

честно говоря, подвигла меня на это причина "в-четвертых". воспроизведу еще раз то, что писал на хорошем форуме Коли Старовойтова с топиком о бахаи http://religion.4bb.ru/:

"По поводу правильного названия и спора бахаи/бахаизм. Приведу сначала несколько отрывков из произведения Мартина Хайдеггера "Письмо о гуманизме", в котором он затрагивает и вопрос "измов" в философии. Думаю, это применимо и к религиям)

"Люди, конечно, давно уже не доверяют “измам”. Но рынок общественного мнения требует все новых. Люди снова и снова готовы откликаться на эту потребность. Названия вроде “логики”, “этики”, “физики” тоже возникают лишь с тех пор как подходит к концу самобытное мышление. Греки в свою великую эпоху мыслили без подобных клише. Даже “философи­ей” они свою мысль не называли. Мысль приходит к концу, когда уклоняется от своей стихии"

"Философия понемногу превращается в технику объяснения из первопричин. Люди уже не думают, они “занимаются философией”. В соревновании таких занятий философии публично щеголяют в виде броских “измов” и стараются перещеголять друг друга. Господство подобных клише не случайно. Оно опирается, особенно в Новое время, на своеобразную диктатуру общественного мнения. Но и так называемое “приватное существование”, со своей стороны, еще не обязательно есть подлинное, т.е. свободное человеческое бытие. Оно коснеет, замыкаясь в бесплодном отрицании публичности. Оно остается зависимым от нее филиалом и питается пустым уклонением от всего публичного. Так оно свидетельствует против собственной воли о своем рабстве у публичности. Последняя, однако, сама тоже есть метафизичес­ки обусловленное, ибо вырастающее из господства субъективности завладение и распоряжение открытостью сущего в видах абсолютного опредмечивания всего на свете. Оттого язык оказывается на службе опосредования между каналами связи, по которым распространяется опредмечивание в виде единообразной доступности всего для всех, иг­норирующей все границы. Так язык идет под диктатуру публичности"


Мое мнение.
Религиоведение, как известно, наука, которая есть продукт христианства. Поэтому все, что не приемлет христианство, любят называть "измами". По сути, лишь само христианство и ислам (видимо, лишь по причине того, что "магаметизм" не звучит:), и то его делят на шиизм, суннизм, ваххабитизм, суфизм и т.д.) освобождены от "изма". Все остальное наукообразно имеет этот хвостик: иудаизм, буддизм, протестантизм (кальвинизм, баптизм, адвентизм - здесь повезло англиканам, квакерам, момонам, лютеранам), индуизм, сикхизм, синтоизм, зороастризм, шаманизм, даосизм (снова исключение - конфуцианство), джайнизм, даже понятие "язычество", как правило, подменяется понятием "политеизм". И вроде бы ничего страшного тут нет. Но проблемы возникают после 1800 года, когда возникает масса новых религиозных течений ("НРД"), представители которых хотят иметь "человеческое" имя (Свитетели Иеговы, вайшнавы, бахаи и т.д.), а их все норовят загнать под "измы" (кришнаизм, бахаизм, мунизм и т.д.). Я думаю, что это очень удобно традиционным религиям. "Мы христиане, вот магометане, вот евреи (обратите внимание, часто люди отождествляют однозначтно иудеев и евреев, часто не зная даже слова "иудаИЗМ") - а тут какие-то неведомые баптисты, бахаисты". "Так язык идет под диктатуру публичности")) В самом деле, создается негативный образ. Как создает часто неоправданно негативный образ слово "секта", хотя в религиоведении оно совершенно нейтральное, хотя редко четко определяемое. В то же время для науки характерен свой специфический язык, это непременный атрибут любой науки. Поэтому я считаю, что в научных текстах для удобства, созранения стиля, избежания повторов вполне приемлемы следующие термины: для религиозного движения - "Вера Бахаи", "религия Бахаи", "бахаизм", для последователей - "бахаи", "бахаисты", прилагательные "бахаистский", "бахаи" (бахайский как-то совсем не звучит). Однако в научно-популярной, популярной, художественной литературе, на бытовом уровне лучше употреблять "Вера Бахаи" и "бахаи", чтобы не обижать последователей Бахауллы или не создавать их негативный образ"

дополню еще, что вчера провел фоносемантический анализ слов "бахаи" и "бахаизм" с помощью программки "Ваал-мини" (ах где найти штуку евро или просто доступ к реальному ваалу - наворотил бы, кажется, в науке такого...). результат таков:

Алгоритм Журавлева:
БАХАИ производит впечатление чего-то ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, ХОЛОДНОГО, ХРАБРОГО, МОГУЧЕГО, БОЛЬШОГО
БАХАИЗМ производит впечатление чего-то ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, ХОЛОДНОГО, МОГУЧЕГО

Алгоритм Левицкого:
БАХАИЗМ производит впечатление чего-то ХОРОШЕГО, МУЖЕСТВЕННОГО, МОГУЧЕГО
БАХАИ производит впечатление чего-то ХОРОШЕГО, ПРОСТОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, ХРАБРОГО, МОГУЧЕГО, БОЛЬШОГО

т.е. принципиальной разницы в воздействии на человека нет. может, слово бахаизм не так красочно, как бахаи, но не несет ничего негативного в сравнении со словом бахаи.эмоциональное воздействие вполне сопоставимо, и на этом уровне оскарбления религиозных чувств, я считаю, быть не должно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments